Занимаясь творчеством да и вообще каким-либо общественно полезным делом, мы в ответ можем получить его оценку от других людей. И все хотят получить хорошую оценку, похвалу. Это естественно. Ведь это значит, что мы хорошо потрудились.
Значит ли это, что мы хорошие?
По одному делу судить сложно. Но если человек справляется со своей работой качественно с завидной частотой, то его можно назвать хорошим специалистом, работником или даже профессионалом в своём деле. Говорить же только по результатам его работы, что он хороший человек, вряд ли можно. Хотя потенциально каждый человек хорош. Ведь он - создание Божие.
Однако случается, что-то мы делаем, как нам кажется, блестяще, с азартом и интересом, а нам говорят, что в работе есть недостатки.
Становится ли от этой критики человек вдруг плохим работником или плохим человеком?
Утверждать по одному делу и в этом случае так же нельзя. Если систематически происходят "провалы", то, видимо, действительно он не очень хороший специалист. И логично следует вопрос: что сделать, чтобы было лучше?
Логичные ответы: выяснить западающие моменты, исправить ошибки, переделать, получить необходимые знания и навыки.. Но вместо этого порой люди склонны считать себя плохими специалистами и даже плохими людьми. Начинают включаться всевозможные защиты ("ну, я вам покажу!", "да что вы понимаете!?", это ваше мнение" и т. д.), чтоб хоть как-то сохранить целостность собственной личности. Вместо созидательности критика провоцирует конфликт. Ничего не меняется, ничего не становится лучше. Критика воспринимается как манипуляция, как стремление критикующего изменить другого, даже сломать.
(Думаю, не исключены случаи подобного рода деструктивной критики. Но, на, мой взгляд, это происходит в случае патологии личности или когда пытаются воздействовать на ребёнка, чтобы изжить в нем лень, поведенческие отклонения и т. д.)
Многое закладывается в детстве. Все мы в той или иной степени (по незнанию или недостатка опыта у воспитывающих людей) жертвы манипулятивной критики.
Думаю, нам стоит учить детей отделять себя, свою личность от продуктов своей деятельности.
Если ребёнок сделал что-то плохо, это не значит, что он плохой. Это можно исправить: починить, извиниться, покаяться... Всегда есть выход. Очень важно детям показывать это. От скольких бед и ошибок убережёт их подобное чуткое и здравомыслящее отношение!
Автор: Ольга Рябова (Тарасова)
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru