Найти тему

Почему случились протесты в Башкирии?

6,9K прочитали

И правда ли это национальный майдан? Я про Башкортостан знаю весьма много, так как вырос и жил там. Это фактически моя Родина. Поэтому имею, что сказать по ситуации:


1)
Суть протестов - не национализм, а экономика. Почему в 2023-м под Баймаком люди были против золотодобычи, а в 2020-м в родном Стерлитамаке против добычи на Куштау? Потому, что это не только рушит природу, но и почти не даёт населению работу с доходом. А они нужны: 165 тысяч людей из 4 млн. населения официально трудятся вне региона. Хуже всего с этим в Зауралье, где и есть этот Баймак. Почти у каждого в республике есть знакомый на вахте. Есть и у меня. Нормальные деньги заработать можно ведь только на вахте и на СВО. Республика, кстати, в лидерах по двухсотым.

2)
Экология. Там чудесная природа! Съездите. И тут её ломают. Появляются вредная пыль на домах или отравляющий целый город карьер. В Стерлитамаке химзаводы регулярно газовали, в школе даже тренировались на случай выбросов хлора и аммиака. Ломает же природу крупный бизнес. И местные видят в первую очередь в нём "чужаков".

3)
Большинство протестов были в горной части республики, где преобладают башкиры. Так, в Баймакском районе их 87%. Я был в тех местах - во многих деревнях въездные стелы и реклама не переведены на русский. И тут начинают копать "чужие". А "свои" впряглись: что в 2023-м, что в 2020-м одним из лидеров протеста был осужденный на днях националист Алсынов*. Посему за него люди и вышли.

Вышли 17 января в Баймаке весьма массово. Это не хипстеры со стаканчиками. Фото из Интернета.
Вышли 17 января в Баймаке весьма массово. Это не хипстеры со стаканчиками. Фото из Интернета.


4)
Идеи Алсынова* нашли поддержку у многих. Почему? Явно национализма в республике нет. Башкирский язык - государственный, как и русский. Но он в быту, в госорганах и образовании его почти нет. Да и обязательное изучение отменили, что многих обидело. Изредка слышны и речи вроде "понаехали алаяры** из аулов". Большинство башкир и правда селяне, патриархальнее горожан, имеют чувство клановости и т.п. На чём Алсынов* и сыграл. Он делал в сёлах сходы, где стелил: проблемы от забвения предков и происков "неместных", надо возродить башкирскую духовность и держаться своих. Люди слушали...

5)
Социально-экономический протест перехвачен правыми. Не создан ими, а возглавлен. А левые всё мерят чей Маркс длиннее, да и тут родили два плохих пути. Первый: осудить сам преимущественно башкироэтничный протест из-за этничности. Второй: слиться в экстазе с лозунгами Алсынова* и ждать, что они позовут левых. Но нет. Соратники Алсынова* имеют проект "независимости", дискриминирующий небашкир и предлагающий запрет коммунизма.

Фаиль Алсынов* - "виновник" торжества, один из лидеров экопротестов последних лет, правый националист. Фото из Интернета.
Фаиль Алсынов* - "виновник" торжества, один из лидеров экопротестов последних лет, правый националист. Фото из Интернета.


6)
Алсынов* - экстремист и крайний националист. Именно он, не вышедшие на протест за права люди. Алсынова* осудили ведь за эту фразу: "Армяне уедут на свою родину, кара халык — к себе, русские — в свою Рязань, татары — в свой Татарстан. Мы не сможем переселиться, у нас нет другого дома, наш дом тут!". Никого не смущает сама постановка вопроса? Понятно, что по факту Алсынов* сидит из-за лидерства в экопротестах. Но сама риторика один в один та, что на русских маршах: "Россия для русских, Москва для москвичей". Я это осуждал, поэтому осужу и "Башкортостан для башкир, вы можете езжать в Рязань/Казань".

Я не приемлю такую риторику ни от кого: ни от русского мира, ни от украинского "валите в Московию", ни от израильского "добровольного переселения", ни от палестинского "от реки до моря". И от башкир нет. Почему кто-то вообще должен уезжать из-за нации? Для небашкир республика меньшая родина что-ли? Более того, на сегодняшний митинг в Уфе соратники Алсынова* звали вот так (раз, два). Там есть такие строки: "Үҙ еремдә үҙем хужа" и "телебеҙ, еребеҙ өсөн". Я башкирский в школе учил, вот и переведу: "на своей земле сам хозяин" и "за наши язык и землю". Чем не лозунги русского марша а-ля "борись за нацию"? Такое поддержать нельзя даже против власти.


Резюмирую:


а) Это - не националистический шабаш и тем более не майдан. Протест чисто от простого народа, который вышел за лучшей жизнью. Право на это надо поддержать.
б) Любая правая риторика, этнонационализм и фундаментализм - плохо. Надо поддерживать людей, а не навязываемые им заблуждения.
в) Алсынов* - политзаключенный, поэтому свободу ему. И правый экстремист, поэтому в будущем его стоит наказать.

* Фаиль Алсынов - экстремист, террорист, иноагент
** уничижительное название башкирских и татарских селян

_____________________________________________________________________

Благодарю вас за внимание! Также канал можно читать в Телеграме. Желающие могут добровольно и посильно поддержать "Историка на полставочки" - 2200 2404 1720 4357