Найти тему

Выпуск 54. «Слово пацана» и «Калина красная» – два высказывания на одну тему.

Посмотрела сериал «Слово пацана», который наделал много шуму в обществе. Самые разные оценки дали многочисленные зрители новой работе Жоры Крыжовникова – от восторженных до предельно негативных. Вот, например, цитата из одного отзыва: «Очень смешной детский сериал о шпане, романтизирующий криминалитет». Понятно, что зритель иронизирует, стремясь обесценить фильм. Конечно же, всё в этом высказывании неверно. Сериал не детский, совершенно не смешной, и главное – не романтизирует криминальный мир. Нельзя согласиться и с тем, что в фильме показана «вся правда о жизни в СССР». Показана правда о жизни в период перестройки, во время правления М.С. Горбачёва.

Андрей (Л. Кемстач) живёт в Казани вместе с мамой и младшей сестрой. Он учится сразу в двух школах – общеобразовательной и музыкальной. Прозрачная и предсказуемая жизнь Андрея меняется, делая крутой поворот после встречи с Маратом (Р. Минеканов). Постепенно Андрей с помощью Марата пытаясь решить возникшие в школе проблемы, становится своим в подростковом криминальном сообществе. Из «чушпана» он превращается в «пацана», отдаляясь в то же время от членов своей семьи. На протяжении восьми серий происходит нагромождение разного рода драматичных и трагических событий. Истории двух друзей какое-то время развиваются параллельно, а потом расходятся в разные стороны.

-2

Создатели сериала отлично поработали, чтобы погрузить зрителей в эпоху. Когда я увидела Андрея с мешком для сменной обуви в руках, будто бы посмотрела на своего одноклассника. Всё сделано очень достоверно, хотя и без проколов не обошлось. Вот что заметила я.

1) Слова «реально» и «прикинь» получили постоянную прописку в языке как часто употребляемые уже в постсоветское время. Даже не в начале девяностых, а скорее ближе к концу. Если кто-то помнит по-другому, напишите в комментариях, пожалуйста.

2) Действительно, как правильно отмечено в Википедии, белые фартуки у школьниц были не для повседневной носки, их надевали редко.

3) Вряд ли школьник стал бы срывать шапку с головы преподавателя той школы, где он сам учится. Шапки срывали, да, было такое поветрие, но страдали головы случайных прохожих, абсолютно незнакомых людей. Вот это серьёзный прокол, но я понимаю, что он в сценарии для логического развития сюжета.

-3

Очень многие люди обвиняют создателей сериала в очернении Советского Союза. Нет, Крыжовников – это не Смирнов. Он не лжёт и не сгущает краски. Я отлично помню, как газеты писали о криминальных подростковых группировках в Казани. Да и не может очернитель с таким сочувствием показывать своих героев. Большой плюс сериала в том, что там правдиво показаны советские люди. В первую очередь я хочу сказать об Ирине, героине Анастасии Красовской. Какая замечательная девушка! Она не формально относится к своей работе, её рабочий день не нормирован, и всё это даже негативно сказывается на её личной жизни. Да, подтверждаю, были во времена моей молодости такие вот люди, ответственные и неравнодушные. Их было немало. Спасибо молодой актрисе за отлично созданный образ.

-4

Нельзя назвать отрицательным и несостоявшегося отчима Андрея (А. Васильев). Он, конечно, не смог найти правильного подхода к сложному подростку, но он за свои 160 рублей в месяц по уши загружен работой, и не его вина в том, что всё расшаталось в стране – от мелочей до самого главного.

-5

Кризис идеологии очень точно показан в фильме в одном знаковом эпизоде. Сцена приёма в комсомол в 1989 году предельно правдива. Да, было так, было…

-6

Поднимает Крыжовников в своём фильме и вечную, всегда актуальную тему отцов и детей. Дело не в том, что надо жить так, чтобы родители не переживали. Родители могут переживать и за беспроблемных отличных детей. Причины для переживаний всегда найдутся. Надо стараться жить так, чтобы не опозорить родителей. А если уж они испили, образно говоря, из чаши стыда и позора, то бесполезно эффектно появляться на юбилее отца или сочувственно присаживаться возле колен больной матери. Как жаль было отца братьев Суворовых (С. Бурунов), сидящего в одиночестве за банкетным столом!

-7

Но надо сказать, что его старшему сыну-афганцу я очень сочувствовала. Всю душу вложил Иван Янковский в своего неоднозначного, но притягательного и харизматичного героя. На мой взгляд, он сыграл здесь лучше всех.

-8

Как опытный зритель я, конечно, понимала, что Вова Адидас в живых не останется. И вот здесь мы подходим к главной теме сериала «Слово пацана». Фильм не о том, «как всё плохо и страшно было в СССР», не о безбашенных подростках, и не о кризисе идеологии и даже не об отцах и детях. Все эти темы поднимаются, но они второстепенны. «Слово пацана» – это кино о сущности криминального мира. Здесь он раскрыт как мир понятий, которые очень далеки от норм общечеловеческой морали. И даже если человек косвенно, случайно с ним соприкоснулся, последствия могут быть самыми страшными. Вспомните Айгуль.

-9

Лично я очень давно уже знаю, что криминальный мир – это не ватрушки с чаем. Хорошо помню, как я впервые ещё в детском возрасте смотрела в кинотеатре «Калину красную». Сказать, что сочувствовала герою Василия Шукшина, – это ничего не сказать. Я не восприняла «Калину красную» просто как кино и очень сопереживала человеку с трудной и изломанной судьбой, который смог всё-таки выбраться из криминальной трясины на твёрдую почву. Так хотелось, чтобы Егор жил, трудился, любил, был счастлив! Но существовал ещё Губошлёп, который сказал своё веское слово. Опытным зрителем я тогда не была, конечно, и надеялась на счастливый финал, в то же время чувствуя, как постепенно нарастает внутри тревожное напряжение. Помню, как я вскрикнула в самый критический момент и разрыдалась прямо в зрительном зале. А фраза Губошлёпа «Я сдохну, а он будет землю пахать?» ещё долго жгла мне душу. Я и сейчас хорошо помню интонацию, с которой она была сказана. Гениально сыграл Георгий Бурков, на минимализме, скупыми средствами отчётливо показав звериную сущность пахана-уголовника и постулатов его мира.

-10

Ценность сериала «Слово пацана» в том, что Крыжовников вслед за Шукшиным через много лет и в других реалиях показывает криминальный мир как капкан, из которого почти невозможно вырваться. Давайте вспомним финал. Вот Марат, пережив личную трагедию, казалось бы, всё осознал и отошёл в сторону. Но вырваться ему не удалось. Мы видим, как он ожесточённо бьёт ногой своего врага, бьёт яростно, не останавливаясь, не помня себя. Убьёт, наверное, и будет сидеть. А Андрей, который в начале фильма тренировал пальцы на картонных клавишах, в финале играет в колонии «Седую ночь». Круг замкнулся.

-11

Да, сериал «Слово пацана» не развлекательный, он жёсткий. Но он сильный, честный и педагогически ценный. Время меняет всё, и мир криминала тоже изменяется в каких-то деталях и нюансах. Но только не в главном. В главном он неизменен, всегда оставаясь капканом. Поэтому сериал «Слово пацана» актуален и ценен.