«Я Ходжа Насреддин, сам себе господин», – напевает герой романа «Возмутитель спокойствия»(1939) Леонида Соловьева. Этот легендарный уроженец Бухары, остроумный и независимый, был прославлен в средневековом эпосе, а затем и в популярном советском романе. Анекдоты из жизни Ходжи Насреддина известны многим, как и некоторые цитаты из книги о нем (например, та, что в заголовке этой статьи).
Я несколько раз намеревалась прослушать аудиокнигу «Возмутитель спокойствия» от начала и до конца, однако всякие новинки и премьеры отвлекали меня. Но вот на днях появился безотлагательный повод: в Российской государственной библиотеке искусств открылась выставка иллюстраций к роману, которые созданы молодой художницей-мультипликатором Олесей Габрильян. Прочитав анонс, я поняла, что дальше откладывать нельзя.
Оказалось, что у романа «Возмутитель спокойствия» несколько аудиоверсий. Послушав вступление в разном озвучании, я остановилась на аудиокниге в исполнении группы актеров в составе Ольги Головановой, Сергея Горбунова, Романа Стабурова и Семена Ярмолинца. Один актер (Сергей Горбунов) читает авторский текст и реплики Ходжи Насреддина, а остальные трое озвучили других выразительных персонажей (красавицу Гюльджан, эмира, ростовщика Джафара, звездочета Гуссейна Гуслию). Там иногда звучит легкая этническая музыка, которая тоже помогает перенестись в Бухару.
Конечно же, писатель Соловьев сгустил краски, описывая классовую неприязнь бедняков к эмиру и его приближенным, но по-другому и не получилось бы написать в 1930-е годы. Однако в целом сюжеты приключений Ходжи Насреддина сохранены для современного читателя, и в них – главное. Тема жадности и неправедного обогащения, к примеру, не требует дополнительных пояснений в истории о том, как спасали тонущего ростовщика Джафара: когда ему кричали «дай руку», он не давал, потому что никогда и ничего никому не давал, а вот на слова «возьми руку» тут же среагировал.
«Судьба всегда приходит на помощь тому, кто преисполнен решимости бороться до конца». Эта воодушевляющая фраза невольно запоминается, когда ходжа Насреддин благополучно освобождает свою возлюбленную Гульджан и сам спасается от казни, придумывая невероятно остроумные решения. Но вот влюбленная пара покидает Бухару, провожаемая многочисленными друзьями – и я отправилась на выставку.
В небольшом пространстве библиотечного абонемента поместились всего лишь шесть картин, но новая встреча с ходжой Насреддином все равно обрадовала. «Мы заметили, что выставки иллюстраций всегда подстегивают читательский интерес к книге, – сказала мне библиотекарь. – Вот недавно здесь были иллюстрации к книгам Бориса Виана, и их стали чаще брать. Может, и Соловьева теперь будут спрашивать». Пришлось признаться, что я прослушала роман именно из-за выставки, так что их расчет вполне оправдан.