«Нас всех постоянно слушают. Но никого не слышат»
Виктор Пелевин.
Итак. Вчера я написала историю одной переписки с «причинением добра». Пост всколыхнул общественность, многие нашли то, что их триггерит. Я как психолог и нейролингвист обещала разбор. А вот и он. Если не влезу в один пост, продолжу завтра.
Работа предстоит большая. Запасайтесь не попкорном, а блокнотом и ручкой. Вам захочется делать пометки с большой вероятностью.
Итак. Вот оно, то самое письмо от не знакомого человека:
«Танечка, вам нужно устроить аукцион кружек, а вырученные деньги направить на благотворительность, так высвободится место для новых подарков. Сделайте такой пост и спросите своих подписчиков, стоит ли так поступить.»
Вроде нормальный текст, по мнению некоторых. Но есть мнение, что с ним что-то не так.
Поехали!
Часть 1. 👶
«Танечка» и другие «-ЧКИ».
Многих триггернуло уже это. Что в нем такое? Суффикс -чка. Это уменьшительно-ласкательное обращение. Так гласят правила русского языка. Есть уместное и неуместное использование этой формы. Например, по отношению к детям, котикам, самым любимым людям — это вполне уместно. Сразу вспоминается фильм «О чем говорят мужчины»: «Ты мой Чебурафка, мой небритыш»…
Но что, если к человеку так обращаются при первичном контакте?
И тут целый спектр значений, эмоций и чувств может подняться:
- Танечка, милочка, девочка, душенька — вот вы уже буквально в близком объятии. Вас уменьшили, а второй человек рядом с вами большой получается?
Часто за этим ничего такого не следует.
Просто… выразить любовь к малышу и котику сильно проще и безопаснее, чем к взрослому человеку. И часто поэтому выбирают такую форму. «Танечка, я вас люблю!»
Для сравнения: «Татьяна, я вас люблю!» Чувствуете разницу?
Есть вторая стадия «-чки» под названием «оценка».
- Танечка! Вы такая умничка! Вы такой молодечик! (или вы такая бедняжечка).
Тут дело обстоит хуже. Тут человек уже прям возвысился над вами, оценки раздает. Хорошо, если вы его об этом просили. Но чаще запроса нет.
А вот и третья стадия «-чки».
- Танечка милая, вы такая умничка! Сделайте для меня вот что… (дальше может быть что угодно): скажите сколько, и как вы зарабатываете (Вы думаете я шучу? Нет это дословно), решите мою проблему, сделайте для меня исключение пустите бесплатно…
Продолжите список сами.
Ну то есть, говоря языком психологов, идёт нарушение личных границ. Без всякого хамства с милой улыбочкой. «А чо такова?».
Почему это становится возможным? Ну как почему... В традициях советского воспитания у детей нет личных границ. Мама может почитать дневник дочери, проверить карманы сына, не пустить в поездку: «Что на тебе за юбка? Немедленно переодеваться!!!»
Ругает мама Николая
Мороз, надень-ка шапку, сын
Бухает, курит, шлюх меняет
Но в шапке ходит, молодец
Вот и здесь, большой «родитель» заботится о неразумном «ребёнке», а заодно пользуется его ресурсам. Ведь старший в иерархии не просит, не договаривается.
Он требует. И возмущается, если ему отказывают:
- Танечка, вы такая умничка! Хочу к вам на консультацию!
- Я не консультирую сейчас.
- Ну миленькая, ну пожалуйста, сделайте исключение.
- Вот контакты моих прекрасных коллег.
- Ну очень жаль. Я очень разочарована в вас, Танечка.
Вт такие они, эти самые «-чки».
Что делать? Как на них отвечать?
1. Проверить себя: какая у меня реакция в ответ? Становлюсь ли я маленьким? Умиляюсь? Или топаю ногами от возмущения? Хорошо бы в этот момент обратить внимание: не будет ли фазы 2 и 3? Может правда может просто расслабиться и побыть маленьким «у меня лапки, я котик»? Если контекст не тот, то идём дальше.
2. Вернём себе взрослую позицию. Для начала внутри: «Как это мило. Они называют меня Танечкой. Мне 51 год, у меня взрослые дети… и куча других взрослых достижений».
3. Встанем на место взрослого в глазах говорящего: «я не Танечка, я Татьяна (или Татьяна Владимировна). Мне с этой дистанции общаться с вами комфортнее. Давайте продолжим так». А вот дальше уже пойдёт про границы. И продолжение в следующем посте.
Ну как? Начало впечатляет? Зайки мои, котики, мальчики и девочки? Леночки и Катеньки, Юлечки и Сашеньки, Витеньки и Дамирчики…
Что-то полезное удалось взять для себя?
ЧАСТЬ 1 | ЧАСТЬ 3 | ЧАСТЬ 4 | ЗАКЛЮЧЕНИЕ