А что психолог может быть НЕ френдли к проявлению какой-либо субъективности клиента? Психолог может что-то не принимать? Если в фантазии попробовать представить такого психолога, к нему сразу возникнет масса вопросов относительно компетентности, профессиональной пригодности и прохождения его личной терапии.
Для меня всегда было удивительно слышать, когда специалисты выделяют какую-то особенность психического склада человека и утверждают, что работают только с таким видом клиентов или с определенным типом проблем. С точки зрения маркетинга понятно – продвижение на рынке, с точки зрения психотерапевтической работы – нет.
Психолог в психотерапевтических отношениях с человеком, а не с его симптомом, синдромом, психической структурой, типом характерологии или иными классификационными метками.
Да, есть теоретический материал и инструментарий, который необходимо знать, т.к. по сути – это компас в работе, позволяющий получить приблизительные представления о карте психической реальности клиента. Однако как мы все знаем, «карта не есть территория», а первичный запрос клиента часто непредумышленно замаскирован и не отражает тот внутриличностный конфликт, решением которого на самом деле озадачена психика пришедшего на консультацию.
Позволим себе абсурдную фантазию. Предположим, человек обозначил проблему, психолог, согласно своему перечню решил, что с такими сюжетами работает. Началась терапия. В процессе выясняется, что сложности у клиента немного иные, нежели он изначально озвучил, и особенности психического склада совсем не подходят под тот тип, с которым «априори привык» иметь дело терапевт. Что дальше? Разве можно расщепить и выделить что-то для психотерапии, а что-то иное оставить за её пределами? Психика телеологична, она стремится к своему исцелению, к своей целостности.
Вероятно один из важнейших этических постулатов в психотерапевтических отношениях – позиция психолога, лишенная моральных ориентиров и направленная на поддержание субъективации клиента. В терапии психика получает право на аутентичность, исцеляется и развивается, т.к. обретает защищенное пространство не ограниченное правилами культуры или нормами нравственности.
Вернемся к людям, которые согласно необъяснимой для меня общественной классификации выделяются и объединены в группу ЛГБТК*. Кому какая разница, какую гендерную идентичность для себя выбрал человек и как разместился на Эдипальной сцене? Непонятно, почему этому придаётся такое колоссальное значение. Хотя, с точки зрения аналитической психологии, можно вспомнить о комплексе козла отпущения. Выделенный человек или группа являются жертвой, которую изгоняют и отвергают, возлагая на неё ответственность за какое-либо деяние или неудачу. При этом истинные причины происходящего и настоящий виновник сокрываются, а выдвигаемое обвинение служит оправданием гонителям, укрепляя их чувство правоты и силы. Проще почувствовать причастность и единение в группе, когда дружишь против кого-то.
Порой гендерная идентичность и выбор любовного партнера вовсе и не выбор, а предзаданность, обусловленная жизненной историей человека, его травматизацией или биологическими особенностями, прошитыми определенными словами значимых других. А иногда и вовсе человек может прожить всю жизнь и так и не обрести в своей психической реальности какой-либо пол. В каждом конкретном случае это что-то индивидуальное, неповторимое, субъективно значимое и имеющее право на своё бытие безоценочное со стороны других людей.
Высшее право человека данное от рождения – обрести свой путь и реализовать замысел лично про себя, не нарушая границ собратьев.
Так всё же метка ЛГБТК-френдли* – это показатель толерантности специалиста необходимый для ориентировки клиента? Тогда, наверное, нам необходимо задуматься и осмыслить, что же происходит в нашем сообществе, если до сих пор люди боятся прийти к психологу, т.к. предполагают, что для него может быть неприемлемым выбор клиента в сексуальной сфере.
С другой стороны, массовое использование меток «психолог ЛГБТК-френдли*» добавляет энергии в акцентирование внимания на теме укоренения иллюзии инаковости людей, и так выделяемых и отделяемых социумом в группу ЛГБТК*.
Метка «психолог ЛГБТК-френдли*» прошивает информационное пространство значимостью данной субъективной особенности человека, будто оставляет очередной рубец на ткани психического, бессознательно поддерживая стигматизацию.
Много лет назад, когда в США запретили рекламу табачной продукции, крупные корпорации провели ряд научных исследований, показавших, что продвижение возможно посредством распространения материалов о вреде курения. Наталкиваясь на такую информацию, мозг активирует воспоминания и ассоциации, которыми будто кружевом обвязан конструкт курения и это актуализирует потребность курения в той же степени, что и реклама.
Наталкиваясь на метку «психолог ЛГБТК-френдли*», я каждый раз задумываюсь, кому во благо эта метка обозначена и не является ли она вкладом в усиление изоляции группы людей с определенной идентичностью и сексуальными предпочтениями.
© Н.И.Скрыльникова, 2024
* ЛГБТ — движение, деятельность которого признана экстремистской и запрещена на территории РФ.
Автор: Наталия Скрыльникова
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru