Найти в Дзене

Самый новогодний советский фильм-шедевр от гениального режиссера и актера. ч.2

Продолжение. Начало тут

Посетили наши "юные следопыты" Ованесыча, а тот дал им адрес командира партизанской бригады, генерала Ивана Яковлевича. Катя Иноземцева воевала в его бригаде разведчиком-диверсантом. Иван Яковлевич подскажет, как найти Катю.

Генерала Ивана Яковлевича наши следопыты находят в большой, пустой генеральской квартире. Он умирает.

На кровати лежал человек. Очень старый и, видимо, очень больной... Волосы у человека были совсем седые, короткоостриженные ежиком, а морщинистое лицо тщательно выбрито. Одна его рука была недвижимо вытянута вдоль тела, в другойон держал бинокль. Но смотрел он не в сторону ипподрома, а в противоположную. Над кроватью п-образно возвышалась са
модельная рамка, на рамке, на шарнирах,было укреплено зеркало. Старик в бинокль "смотрел в зеркало, в котором отражалась некоторая часть скаковой дорожки. В кадре зеркала проскакивали легкие двуколки.Бинокль был тяжелый, и рука частоуставала. Старик опускал бинокль на грудь,отдыхал несколько секунд и снова поднимал бинокль.

Играет генерала Николай Афанасьевич Крючков. Роль небольшая, но одна из самых запоминающихся в его актерской биографии.

-2

Наверное, самый пронзительно-ностальгический эпизод в этом фильме. Умирает, уходит эпоха - старый генерал-полковник, герой гражданской войны, один из первых красных первоконников, вот он на фото вместе с легендарными командирами Первой Конной С. М. Буденным и Второй Конной Армий Окой Городовиковым.

-3

А в Великую Отечественную командир партизанской бригады в тылу врага. Вот такой иконостас орденов и медалей на мундире, который уже никогда не надеть.

-4

У самого Крючкова такой жизненный опыт встреч с нашими полководцами и сыгранных ролей военных, что ему и придумывать т.н "зерно роли" не надо. Просто вспомнить былое и пережитое. Суровая, колючая на первый взгляд внешность легендарного героя, под которой скрывается общедоступность, юмор и живость ума.

И ведь прочувствовали Костя и Тоша, которые и книжки про героев читали, и фильмы патриотические смотрели, и, вроде как все знают, и даже маленький Руслан, что перед ними не старый, умирающий генерал-полковник, а героическая эпоха, которая уже почти ушла. И так почувствовали, что маленький Руслан, спускаясь по лестнице от генерала, сказал: "Как грустно, даже плакать хочется".

И Тоша уже теперь совершенно по другому смотрит на памятник солдату Великой Отечественной. Она только что видела этого самого солдата живым. Что-то в нее вошло такое, что останется навсегда. Играет грустная мелодия композитора Михаила Мееровича, а к тому же памятнику сквозь падающий снег с трудом, опираясь на палку, идет старый военный.

Но грустное сменилось предновогодней московской суетой. Ролан Антонович здесь дает волю своей импровизации. Вот спешащий с новогодней покупкой служитель культа, которому кланяются и крестятся бабульки. Очень не характерный эпизод для того советского кино. И служителю культа ничего человеческое не чуждо.

-6

А вот руководитель школьного драмкружка и тренерша по баскетболу, которые делили между собой школьный физкультурный зал, уже прогуливаются под ручку. И студент второго курса ГИТИСа ей в уши заливает стихи Роберта Бернса. А потом, когда они встречают друзей тренерши, таких же рослых баскетболистов, режиссер, который им в пуп дышит, скромно представляется по-импортному: "Джим". Так-то его, скорей всего, зовут Женя, но Юджин, он же Джим, ему кажется более солидным.

-7

А это один из самых запоминающихся эпизодов. Его помнят все, кто смотрел фильм. Навстречу нашей троице следопытов попадается группа новоселов. Тащат в новую квартиру только что купленные стол и стулья. И от того, что Новый год, новоселье, и вообще хорошее настроение, чубатый мужичок от всей души грянул: "Дорогая моя столица, золотая моя Москва". А его жена с баяном тут же по сугробам к нему подскочила. И вместе запели популярнейшую народную песню Григория Пономаренко на стихи Маргариты Агашиной:"А где мне взять такую песню"

Чубатого играет Ролан Быков, баянистку Люсьена Овчинникова. Посмотрев на это народное исполнение, песню начинает петь молодежь, но уже в современных ритмах. Рыжий парень с гитарой - Владимир Качан.

"А где мне взять такую песню" звучит рефреном на протяжении всего фильма. В различном исполнении. От ВИА "Орэра" до марширующего подразделения срочников, которые поют ее в качестве строевой песни. Всего пять различных вариантов исполнения.

А дальше опять путешествие по новогодней Москве и опять россыпь почти документальных кадров, но исполненных профессиональными актерами. которых нет даже в титрах, как, например, эпизод у стадиона "Динамо", где группа артистов, зарабатывающая на новогодних утренниках, останавливается перекусить пирожками с повидлом.

Генерал дал адрес фронтовой подруги Кати - Зины Шаломытовой, а та уже привела Костю и Руслана, Тоша побежала на вокзал встретить неизвестного Сергея, к Кате домой. А там еще один маленький шедевр в исполнении Михаила Михайловича Яншина. Бывший молодой поэт начала века, ставший потом простым поваром, но по его манерам и благородной внешности никак не меньше шеф-повара "Метрополя" или "Националя", узнает, что его стихи пятидесятилетней давности еще кто-то сейчас читает.

-8

А закачивается фильм тем, что таинственную Катю Иноземцеву и любящего ее Сергея, Костя и Тоша все-таки находят. И особенно удивляется Тоша, когда узнает кто это.

-9

Вот так читаешь книжки о невероятной любви, героических подвигах, совершенных во имя ее, а в жизни оказывается все намного невероятней, героичней. И самое главное - они, эти герои, живут с тобой рядом, просто не успели еще с тобой ни разу серьезно поговорить, так как ты сам ни о чем у них не поинтересовался. Некогда, да и что такого они могут тебе рассказать, ты уже и так все знаешь из книжек и фильмов

Фильм заканчивается. Один любовный треугольник - Катя - Антон - Сергей стал Катей - Сергеем. А вот другому : Тоша - Леша - Костя, еще предстоит разрешится. И о ком задумчиво говорит в финале маленький Руслан: "Жених и невеста поехали", - или об отъезжающем на поезде женихе из химчистки, что вновь на вокзале залил свой костюм шампанским и его курящей невесте, или же о Тоше и Косте - неизвестно.

-10

Тираж фильма был довольно значительным - около 1000 копий. А вот в кинотеатрах его посмотрело чуть больше 4 млн. зрителей. С одной стороны понятно - фильм проходил по категории детских, демонстрировался только на утреннем сеансе для детей. Но с другой стороны, фильм уже трижды был показан по телевидению, а в московских кинотеатрах не шел.

Как с горечью вспоминал сам Ролан Быков, почти все копии для московских кинотеатров сгнили на складе. Фильм попал под негласный запрет.

Не понравилось кому-то из идеологического начальства, как освещена деятельность "юных следопытов" по поискам героев войны. Какая-то кустарщина и самодеятельность, не показана роль пионерской и комсомольской организаций в процессе поисков Тоши и Кости Кати Иноземцевой.

Вот так этот замечательный фильм и был задвинут подальше, а потом пошло уже совсем другое кино.