Во время достаточно активного обсуждения вот этой статьи о некоторых моментах фильма,
который кем-то из российского начальства почему-то сделан главным отечественным "новогодним" фильмом (наверное, кто-то, не будем называть по имени, так как не знаем, однажды обмолвился, что любит смотреть его), одна из наших давних читательниц спросила — вот ты этот фильм критикуешь, а сам то какой советский новогодний фильм считаешь достойным внимания.
Ответ был дан мгновенно. Всегда буду смотреть, если на Новый год наткнулся на трансляцию по ТВ "Карнавальной ночи" - из-за прекрасной музыки Анатолия Лепина; "Эта веселая планета" - из-за прекрасной музыки Давида Тухманова; и фильм-шедевр, незаслуженно затертый и задвинутый, самый настоящий, как сейчас говорят семейный, новогодний фильм без кавычек гениального Ролана Антоновича Быкова.
Это фильм 1971 г. "Телеграмма". Этот фильм я могу смотреть бесконечное число раз подряд. Это не похождения пьяного доктора в новогоднюю ночь и не пропаганда пьянства, замаскированная якобы под "рождественскую сказку" о любви. От Нового года в "Иронии судьбы" несет перегаром выпитой в бане водки. А показанная "лавстори", якобы с первого взгляда, довольно опытной дамочки и пьяненького инфантила, которую подмалевали замечательной музыкой и "авторскими" песенками под гитару, вызывает смешанные чувства.
А вот "Телеграмма" — это энциклопедия новогодней Москвы, ее одного дня 31 декабря 1971 г., почти документальное, теперь уже ностальгическое, свидетельство. А кроме того, это прекрасный фильм на тему "отцов и детей", патриотического воспитания подрастающего поколения, с гениальной режиссурой, великолепной операторской работой, замечательной музыкой и бесподобными актерскими работами.
Удивляюсь, что этот фильм забыт напрочь. Ведь в нем есть все, что громогласно провозглашается нынешней официальной пропагандой - военно-патриотическая тематика, преемственность поколений, воспитание подрастающего поколения в уважении к подвигу героев Великой Отечественной войны, традиционные семейные ценности и здоровый образ жизни. И феерическая атмосфера новогоднего праздника. И вместо этого фильма-шедевра нам каждое 31 декабря из года в год показывают похождения пьяного хирурга. Фильм этот про хирурга и учительницу в целом неплохой, но при таком навязываемом количестве уже начинает появляться и отвращение к нему.
Начинается "Телеграмма" с показа, как на Садовом кольце внезапно остановилось все движение. Замерли автобусы, троллейбусы. автомобили. Народ смотрит, затаив дыхание, на что-то. А это что-то только что появившееся в Москве чудо - часы на здании Театра кукол Сергея Образцова. Двенадцать часов дня, часы пришли в действие. Начинается сказка.
Далее следует сцена в Литературном музее, туда на экскурсию привели шестиклассников. И среди них Костя Карпов, который только две недели учится в этом классе и уже влюблен в одноклассницу Тошу Пятипал, за которой ухаживает первый парень в этом классе, самоуверенный пижон Леша Шафоростов. Если Таня Гришина и Сережа Воинов исполнители ролей Тоши и Кости в кино больше не снимались, то исполнитель роли Леши - Сергей Шустицкий стал очень известной медийной личностью - композитор, актер, один из создателей популярнейшей на советском ТВ передачи "Веселые ребята", телеведущий, заслуженный артист РФ.
А в Литературном музее на стенде, посвященном Маяковскому, висит старая фотография, на которой Тошин дедушка заснят вместе с Маяковским. Ее дед, Николай Пятипал в юности писал стихи и даже издал в 1919 г. сборник своих стихов "Багряные зори". Вот этот снимок. Крайний слева сидит Николай Пятипал.
Сейчас он простой пенсионер, а до этого всю жизнь проработал поваром. Бы поэтом, а стал обычным поваром. Леша со смешком удивляется, а Костя, чтобы поддержать Тошу заявляет:" И ничего такого. Вот Чехов был доктор, а потом стал Антоша Чехонте". И Тоша благодарно смотрит на новичка. На снимке изображение молодого Михаила Яншина, старый Михаил Михайлович Яншин играет пенсионера Пятипала, он появится в фильме в самом финале.
Ирония авторов фильма. Жена Яншина - Вероника Полонская была последней любовью Владимира Маяковского, и именно после того, как она отказалась бросить мужа, Маяковский застрелился. В своем предсмертном завещании Маяковский указал Полонскую, как члена своей семьи наравне с родными и Лилей Брик, и попросил правительство позаботиться о ней. О фильме, где снималась Полонская у нас есть статья
А у Тоши сегодня, 31 декабря, день рождения, она пригласила весь класс к себе домой. Девчонки шутят - у нас "пионерское день рождения" прямо как у взрослых "комсомольская свадьба". Но у Кости, как назло, нет 40 копеек, чтобы сдать на подарок любимой девочке. Он решат украсть и подарить ей тот самый сборник стихов деда, которых в Москве всего два экземпляра. Один в Ленинской библиотеке, а другой в библиотеке Хамовнического района.
Вот такая завязка сюжета. Костя отправляется в библиотеку, находит книгу, но тайно ее вынести не получается, и он берет ее на абонементе почитать. В библиотеке в это время проходит читательская конференция с детской писательницей, что недавно вернулась из Канады. Бесподобная Рина Зеленая в роли писательницы. И вот таких маленьких шедевров в исполнении великих советских актеров по фильму будет разбросано множество.
Писатель — это прежде всего зоркий
глаз и чуткие уши, писатель — это прежде
всего пытливое сердце. Я хотел узнать,
как живут простые люди Канады. В общем, Квебек — это Квебек!
Далее Костя идет в химчистку, чтобы свести из книжки библиотечный штамп. Неудобно же дарить любимой девочке книгу с библиотечным штампом. И все это время с ним его младший брат Руслан, которого не с кем оставить дом. Руслана играют братья близнецы Егор и Паша Коганы. Рабочая смена на съемках для детей была ограничена во времени, и Паша с Егором подменяли друг друга.
В химчистке появляется жених, которому на свадьбе залили шампанским брюки и теперь ему надо их очистить. Пока Костя уничтожает библиотечный штамп, Руслан и жених подружились. Одна из первых ролей Станислава Садальского, правда озвучил ее Роман Филлипов.
А в это время его невеста, вернее уже жена, сидит в машине возле химчистки и нервно курит, иногда любуясь на обручальное кольцо, пока жених чистит брюки. А потом начинает рыдать. Забыть эту невесту невозможно. Сцена просто гениальная. Впрочем, как и все гениально в этом фильме.
В этой химчистке и появляется та самая телеграмма, которая и дала название фильму. Откуда она взялась - тайна, которую авторы фильма так и не раскрыли. Может выпала из этой старой книги, что хочет украсть Костя, хотя никак там не должна была оказаться. А может была просто послана свыше, чтобы изменить жизнь героев фильма, в первую очередь Тоши и Кости.
В телеграмме неизвестный Сергей писал жильцам дома по Савеловскому переулку о том, чтобы они сообщили Кате Иноземцевой, которая до войны жила в этом доме, что сегодня, в 19 часов, он будет проездом из Чопа на Киевском вокзале. Вот так в фильме появляется военная тема. Тоша и Костя решили разыскать эту Катю, и вручить ей телеграмму.
Фильм снимался в 1970 г. С момента окончания войны прошло всего 25 лет. Большинство выживших участников войны были в возрасте 45 - 50 лет. Полные сил, они подняли страну после войны, создали ракетно-ядерный щит, запустили в космос первые в мире спутник и космонавта, преобразовывали природу и совершали "великие стройки коммунизма". И вместе с тем это были очень скромные люди. Не баловали они своих близких рассказами о военных подвигах, не особо любили носить боевые награды. Вся страна воевала, и они воевали, не подвиг это был для них, а тяжелая работа, которую надо было переломить.
И дальнейший сюжет именно об этом - живут с тобой в одной квартире еще достаточно молодые мать и отец, а ты и не знаешь, что был в их жизни великий подвиг мужества, верности и любви. Потому что уже двадцать пять лет мир и счастье, ты живешь в великой и сильной стране, а как все тогда было можно посмотреть в кинофильмах. Но это уже от тебя, двенадцатилетнего, так далеко, что непосредственно уже не касается.
И двинулись Тоша, Костя и Руслан в адрес, куда была предназначена телеграмма.
Далее идет просто концертный номер в исполнении Валентины Телегиной и Юрия Никулина. Они соседи, которые жили в одной квартире с Катей Иноземцевой до войны. Комната в коммунальной квартире в одном из старых московских двухэтажных домов. Как на машине времени переносишься в конец 40-х - середину 50-х годов. Тщательно воссозданная ретро-обстановка, даже телевизор из 50-х и транслирует арии из "Волга-Волга". И вся обстановка и атмосфера такой доброты и тепла оттуда, из прошлого.
Старики Марья Ивановна и Федор Федорович. Телегина как всегда убедительна в роли простой русской женщины, а Никулин привычно комикует. Вот у него в руках складень из трех фанерных дощечек. На дощечках или текст песен, или частушки записаны и разрисованы. Этот складень Федор Федорович называет "фанерные песни". Может отсюда и пошел этот термин - "петь под фанеру"?))
И рассказали они ребятам то, что знали о Кате, которая, окончив 9 классов, с начала войны пошла работать в госпиталь. А два, в нее влюбленные одноклассника Сергей и Антон, ушли на фронт. Дальше о Кате, Сергее и Антоне Марья Ивановна рассказала такую мелодраматическую историю, что не выдержала и сама разрыдалась. Адреса Кати старики не знают, но подсказали сходить в госпиталь, который на Таганке, на горе размещался. Двинулись они туда.
Следующий бенефис в фильме в исполнении Любови Соколовой. Где раньше помещался госпиталь теперь снова школа и в этой школе работает уборщицей Аграфена Владимировна, которая в войну работала тут в госпитале. Вспомнила она Катю, которая на доставке раненных в госпитале работала.
Коллектив у нас был хороший. Окромя одного армянина, все веселые.
И рассказывает про Катю вообще трагедийную историю. Как привезла она с доставки в свой госпиталь раненого Антона, гангрена обеих ног, как упросила Ованесыча, того самого невеселого армянина, специалиста по челюстным операциям, который был в нее влюблен, прооперировать Антона. Как побежала в ЗАГС и привела оттуда работников, и прямо в операционной их с Антоном зарегистрировали, хотя любила она Сергея. Но операция не спасла, Антон потом умер. После этого Катя добилась отправки в диверсионный отряд в тылу врага.
И вся эта история рассказывается в спортзале школы, где одновременно идет тренировка баскетболистов, занятия самодеятельного театра, репетируют ансамбль народных инструментов и рок-ансамбль. И все это очень смешно и стильно сделано. Особенно как репетирует рок-ансамбль, который поет легендарную песню, звучавшую тогда во всех дворах и подворотнях "О бэби-бэби, бала-бала".
Вот она в оригинале.
Очень простой мотив и очень хорошо "бала-бала" рифмовалась с самодеятельными текстами, в основном нецензурного содержания, ну сами понимаете, с чем рифмуется "бала".
Вот самые невинные
О бэби-бэби, бала-бала.
А на двоих бутылки мало.
О бэби, бэби, бала, бала
Твои глаза я увидала,
Тебя я полста лет искала,
И без тебя я так страдала...
А твоё имя Харитон,
А ты поёшь как баритон,
А это божия роса,
В твои красивые глаза.
О бэби, бэби, бала, бала
Стих о любви я написала,
А дайте мне шматочек сала
Чтоб до утра я не устала.
А бэби, бэби, бала бала!
А я пришёл, а ты лежала!
Я попросил, а ты дала
А сигарету со стола!
Представляете восторг пацанвы, которые никогда не слышали и не видели в оригинале вот эту Balla, Balla, только дворовые варианты, а тут в детском патриотическом фильме их любимая "бала-бала" почти в импортном исполнении.
А от Аграфены Владимировны наши следопыты двинули к хирургу Ованесычу, может он знает, как найти Катю Иноземцеву, а то ведь поезд уже скоро прибудет. Но об этом в следующей части. Вот тут