Хочется к моменту премьеры фильма "Франкенштейн" Гильермо дель Торо быть готовой – прочитать роман Мэри Шэлли и познакомиться с тем, какое наследие он породил. Например, иллюстрации.
История эта действительно увлекательная и трогает до глубины души. Студент Виктор Франкенштейн так одержим своей идеей создания существа, которое наполнится жизнью, что он не обдумывает последствий своего поступка. Он оборудовал лабораторию, бойня и анатомический театр поставляли ему части, необходимые для создания тела, в котором он задумал зажечь искру жизни. А, когда ему это удалось, он пришёл в ужас. И отверг своё творение.
Эти два образа – Виктор и Монстр – невероятно интересны своими взглядами на жизнь. Они противоречивые и совершенно разные. Виктор, будучи выходцем из респектабельной семьи, не испытывающий нужды ни в чём, оказался не готов к потрясениям и показал ограниченность мышления что ли. Напротив, Монстр, отвергнутый создателем, брошенный на произвол судьбы, был вынужден в одиночку познавать жизнь без поддержки и подсказок, интуитивно. И несмотря на то, что постоянно наталкивался на агрессию в свой адрес, до последнего пытался сохранить в себе светлое и доброе начала.
Стоило прочитать его искренний рассказ о времени в одиночестве, поведанный Виктору, когда они наконец встретились впервые после того, как Виктор в испуге его бросил, исчезают сомнения в том, что этот литературный герой вызывает интерес и, конечно, восхищение.
Монстр, или Существо, вызывает и симпатию у читателей, и ужас у тех, кто его видит в романе, и вместе с этими данными его трудно воспроизвести на бумаге. Рисунок должен соединить и его светлые стороны, и то, что же вызывает отвращение у Виктора и других людей на его пути.
В 1831 году вышло первое иллюстрированное издание романа "Франкенштейн", и в него были внесены серьёзные изменения, в том числе был назван автор, а на издании 1818 года его не было. В этом издании были иллюстрации Теодора фон Холста (Theodor von Holst). На одной из них изображено созданное Виктором существо, лежащее на полу лаборатории и со скелетом под ногами. Перепуганный Виктор убегает. При этом сам Монстр, хотя и крупнее своего создателя, вовсе не выглядит опасным, достаточно обратить внимание на его растерянное лицо.
Успешная экранизация романа в 1931 году режиссёром Джеймсом Уэйлом (James Whale) принесла с собой волну других иллюстрированных изданий, и подход каждого художника к отображению Монстра был разным.
В 1932 году издательство Illustrated Editions опубликовало издание с гравюрами, тщательно выполненными иллюстратором и художником по костюмам Нино Карбе (Nino Carbe) под впечатлением от фильма. На них Монстр изображён как вампир, у него были изогнутые брови, клыки и крючковатый нос. Кажущийся зловещим внешний вид Монстра в работах Карбе контрастирует с его беспомощными позами на сюжетах рисунков. В одной, например, он задумчиво наблюдает за природой.
Издание Heritage Press 1934 года было проиллюстрировано картографом Эвереттом Генри (Everett Henry). Он придал Монстру зловещий вид, сделал его менее симпатичным, прячущим лицо.
Также в 30х годах появилось издание, опубликованное книгоиздателями Харрисоном Смитом и Робертом Хаасом, которое содержало серию из сорока гравюр по дереву в исполнении Линда Уорда (Lynd Ward), сочетающих ар-деко и экспрессионизм. На них Монстр выглядит как обнажённый, сильный, немного эротичный гигант, появляющийся из темноты.
А первопроходец графического романа Уилл Айснер (Will Eisner) зашёл дальше – он интерпретировал деревянные гравюры Уорда как самостоятельное повествование.
Ярче всех интерпретаций в сознании людей отпечатался образ, созданный актёром Борисом Карлоффом из выше упомянутой экранизации режиссёра Джеймса Уэйла – квадратный череп, сшитая кожа и электроды стали главной визуальной демонстрацией образа, придуманного Шэлли. За десятилетия, прошедшие после выхода фильма, Монстр Карлоффа появлялся повсюду – от семейных ситкомов до Fortnite.
Художник-комиксист Берни Райтсон “познакомился” с “Франкенштейном” тоже через экранизацию Джеймса Уэйла.
Когда он впервые прочитал роман Мэри Шэлли, Райтсон был удивлён – оригинальное создание в тексте совсем не походило на неуклюжую фигуру, которую он видел на экране. В отличие от фильма, в оригинальном романе Монстр описывается как обладающее водянистыми жёлтыми глазами, блестящими чёрными волосами, чёрными губами и сморщенной жёлтой кожей, едва прикрывающей работу мышц и артерий под ними. Райтсон был поражён, воображение ухватилось за характеристики и не хотело их отпускать.
Райтсона преследовал образ Монстра из романа на протяжении десятилетий. Он вкладывал нотки Монстра в рисунки, которые всегда создавал. Когда он начал профессионально заниматься комиксами, Монстр и тогда не был забыт. После создания Болотной твари (Swamp Thing) в сотрудничестве с Леном Вейном они представили Лоскутного человека (Patchwork Man) в “Болотной твари” #3 1973 года: человека, пострадавшего от взрыва на минном поле, и чьи кусочки тела были впоследствии сшиты.
В то время как дизайн Болотной твари предвосхищает более поздние варианты Монстра Райтсона, квадратный череп Лоскутного человека и видимые следы стежков придают ему явное сходство с Монстром Карлоффа. Выпуск, написанный Вейном, ещё больше обыгрывает параллели с фильмом Уэйла. Подобно Монстру из романа Шэлли, Болотной твари и Лоскутному человеку отказано в гуманном отношении и включению в общественные ряды, потому что люди видят в них только монстров.
Однако все эти создания были лишь подделками под образ, созданный Карлоффом на экране. Райтсон хотел нарисовать настоящее существо – оно должно было отражать исходный литературный источник.
В коротком комиксе 1975 года The Muck Monster, опубликованном в журнале Eerie #68, Райтсон предвосхитил более масштабную работу, которую он вскоре создаст. Рассказывающий историю учёного и его чудовищного творения, The Muck Monster представляет собой упрощённую версию рисовки с чёрно-белыми линиями-штрихами, которую Райтсон позже станет использовать для создания иллюстрированного издания “Франкенштейна”.
The Muck Monster и учёный представляют наибольший интерес: у учёного такие же высокие скулы и непослушные тёмные волосы, как у Виктора Франкенштейна на будущих рисунках Райтсона, в то время как у The Muck Monster – гигантская фигура, лицо, похожее на череп, чёрные волосы и глаза с меланхоличным взглядом.
Найдя отправную точку, Берни Райтсон начал длительный процесс создания иллюстраций для издания по роману “Франкенштейн” позже в том же, 1975, году. Хотя он читал адаптацию в виде комиксов о Франкенштейне, опубликованную издательством Classics Illustrated, Райтсон хотел большего: полностью иллюстрированную версию “Франкенштейна”, похожую на начало 19-го века. Поскольку такого не существовало, он решил сделать это сам.
Он вдохновлялся творчеством художников Гюстава Доре (Gustave Doré) и Франклина Бута (Franklin Booth), работал пером и тушью и нарисовал серию сложных детализированных чёрно-белых иллюстраций с плотными линиями и перекрёстной штриховкой. Рисунки были похожи на гравюры и на них он нашёл место каждой детали, чтобы текст обрёл ещё больший объём. За семь лет Райтсон создал около шестидесяти иллюстраций.
В 2023 году исполнилось 40 лет иллюстрированному изданию романа "Франкенштейн", иллюстрации для которого подготовил Берни Райтсон. Это издание – Bernie Wrightson's Frankenstein – было опубликовано Marvel Comics в 1983 году. До этого Marvel уже адаптировали классическую литературу – начиная с “Дракулы” и заканчивая "Илиадой", объединяя это в серии Marvel Classics, но "Франкенштейн" Райтсона был непохож ни на что, ранее изданное.
Издательство Marvel опубликовало примерно 75% работ, в то время как Apple Comics – остальное в виде художественной книги под названием "Потерянные страницы романа “Франкенштейн" в 1993 году.
Иллюстрации Берни Райтсона сложны, они передают и сюжет романа, и позволяют погрузиться в его контекст, они оживляют 19 век, каким его видела писательница Мэри Шэлли.
Как и Монстр, придуманный Мэри Шэлли, иллюстрации Берни Райтсона пережили его во многих отношениях. Книга переиздавалась дважды: издательствами Dark Horse в 2008 году и Simon & Schuster в 2020 году.
"Франкенштейна" Райтсона таким сильным все эти годы делают страсть и время, которые он вложил в работу над проектом. Работа Берни Райтсона является жизненно важным напоминанием о том, что, если вы вкладываете во что-то свою страсть и делитесь тем, что любите, велика вероятность, что это понравится людям.
***
Новость о том, что планируется съёмка фильма: