Археологи заметили, что многие женские скульптурки из поздних слоев поселения не имеют голов, более того, изображения женских голов соскребли и со стенных рельефов. Это противоречило представлениям о том, что женским статуэткам поклонялись, что они изображали богинь.
Давайте разбираться.
Только ли статуэтки обезглавливали?
Нет. Жители Чаталхойюка хоронили своих умерших в ямах под полами, часто под очагами, на платформах в главных комнатах и под кроватями.
Часто у скелетов не хватало голов. На одной настенной росписи жители Чаталхойюк показали одну из сцен процесса погребения, то есть тела умерших отделяли от голов и оставляли на открытом воздухе, где собирались огромные стервятники.
Черепа, возможно, использовались в ритуалах, поскольку некоторые из них были найдены в других районах поселения. Интересно, что обитатели города пытались после отмирания тканей воссоздать человекоподобные лица с помощью гипса и охры. Их инкрустировали раковинами каури.
Подобный обычай зафиксирован на неолитических стоянках в Сирии. То есть человеческие черепа использовали для магических ритуалов.
Почему обезглавленные женские статуэтки встречаются только в слое, который соответствует максимальной численности жителей этого поселения – 6000 человек?
Придется произвести некоторые подсчеты.
Предполагается, что в Чаталхойюке пригодная для обработки земля составляла примерно 7500 га. При существовавшей в то время системе обработки земли с гектара можно было собрать приблизительно 600 кг зерна.
Ученые определили, что для обеспечения 6000 человек достаточным количеством мясного белка, жителям Чаталхойюка требовалось забивать три головы крупного рогатого скота в день (или почти 50 овец или коз), однако маловероятно, что стада были столь велики.
Данные стоматологического анализа подтверждают, что ежедневный рацион мяса в Чаталхойюке составлял порядка одной десятой от оптимального для верхнего палеолита. Основываясь на анализе человеческих останков, ученые оценили ежегодный прирост населения в 0,8%. Это высокий темп прироста населения.
Не имея хороших перспектив на урожай, люди, должно быть, были вынуждены снизить темпы прироста населения. В связи с этим японский исследователь Осака Омура выдвинул новую версию: обезглавленные женские фигуры из Чаталхойюка, были имитациями беременных или потенциально беременных женщин, и использовались в ритуалах для прекращения репродуктивных функций их моделей. Фигурки были сломаны в области голов, потому что считалось, что там сосредоточена жизненная субстанция.
Как объяснить, что в этих слоях не обнаружено захоронений младенцев, а количество захоронений детей также значительно сократилось?
Вряд ли это результат магии.
Вполне вероятно, что к телу младенца относились с меньшим уважением, чем к телу взрослого, и не хоронили тщательно? Возможно, их захоронили в общей могиле и она пока не обнаружена? Но необходимо дождаться будущих раскопок, прежде чем строить дальнейшие предположения.
Использованная литература
MASAKO OMURA. A REINTERPRETATION OF THE FIGURINES FROM CATAL HUYU