Каждый человек имеет индивидуальную окраску голоса – тембр. У мужчин голоса ниже, у женщин выше. И это зависит от толщины голосовых складок и длинны гортани.
Здоровый голос объемный, полетный (даже шепот хорошо слышен), звонкий.
Такое звучание часто называют природным. И приглашают вернуть его при помощи энергетических практик. Но можно обойтись и без эзотерики)
Звуки, рожденные на уровне голосовых связок от их взаимодействия с дыханием, распространяются по полостям и тканям, лежащими над связками и под ними. В этих полостях происходят акустические изменения и звуки усиливаются.
Как это происходит? Представьте себе трубу, в которую вы активно покрикиваете. Воздушный столп отражается от стенок трубы и на выходе мы имеем более громкое звучание. Такая «труба» есть и у нас внутри – это система голосового аппарата. Все эти полости (ротовая, носовая, придаточные пазухи, трахея, бронхи, глотка) плюс мягкие и твердые ткани в них (язык, зубы, небо) объединяются в резонаторный комплекс, в котором колеблется воздух.
Мышечные зажимы на разных уровнях очень ярко отражаются на звучание голоса. Почему? Потому, что затрудняет нормальное распределение воздуха. Например, свободный природный голос обладает глубиной и бархатистостью (и у мужчин и у женщин). Напряжение мышц живота и грудной клетки срезает объем и голос звучит высоко, крикливо.
Беда не ходит одна и чаще всего в паре с грудным зажимом идут горловые спазмы. «Людк, а Людк!» - это примерно оно – звучание, которое демонстрирует отрезанность от собственного тела, плохую чувствительность, травматику, непрожитые обиды, слезы, недоверие. Часто высокий голос без низких обертонов у тех, кто полагается на собственный разум и игнорирует чувства.
Полетность голоса зависит от направления воздуха. Бывает, что человек стоит далеко, говорит, а его слышно, будто он рядом. Можно назвать его уверенным, любящим внимание и умеющим им управлять.
А есть и те, чей голос словно заворачивается внутрь и не выходит за рамки губ. Вроде, говорит, а что – непонятно и неслышно. В этом случае возможна боязнь быть услышанным, высказать свое мнение, отстоять свою точку зрения.
Еще одним важным показателем является артикуляция – работа артикуляционных органов при образовании звука.
Артикуляция может быть внутренней и внешней. Во внутренней образуются гласные звуки. На ее работу влияют положение головы, нижней челюсти, затылочные мышцы – любые зажимы в данных областях сразу отражаются на звучании. Оно может стать более глухим, гнусавым, сдавленным.
Внешняя артикуляция связана с работой губ, нижней челюсти, передней части языка. Зажатая нижняя челюсть - звучание «сквозь зубы» - выдвигает ряд вопросов: насколько человек чувствует себя в безопасности, как воспринимает критику, собственное несовершенство, собственные чувства? Каковы его отношения с мамой – главным человеком в каждой судьбе? Свободен ли он в выражении эмоций и позволяет ли себе осуществлять желания?
Губы завершают процесс звукообразования. Активная работа делает слова ясными, понятными. Нечеткая дикция затрудняет восприятие. Для чего человек говорит именно так? Как он устраивает свою жизнь и общение в ней? Как относится к людям и что ожидает от них?
Каждая деталь – это штрих к портрету индивидуальности клиента, говорящего с нами на всех уровнях восприятия.
Так как вернуть природный голос? О, достаточно просто. Проработать свои травмы, обиды, научиться чувствовать себя, свое тело, обрести осознанность и радость жизни. Ну и парочку упражнений на артикуляцию сделать. Лишним не будет)
Автор: Махнач Виктория Александровна
Психолог, Экзистенциальный терапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru