Найти тему
Пушкин и мiр.

С кого Пушкин написал Татьяну Ларину?

В нашей статье о прообразе Онегина мы писали о том, что когда какой-нибудь даже самый выдающийся живописец задумывает картину на определённую тему, он не может обойтись без натурных заготовок или этюдов – понятно, если художник не пишет что-то, похожее на «Чёрный квадрат», который, положа руку на сердце, шедевром назвать сложновато.

Да, человеческое воображение устроено так, что оно даже при создании самых фантастических картин будет отталкиваться от уже виденных или слышанных образов. Точно таким же методом работают и писатели – для создания придуманного героя или героини они в силу особенностей человеческой психологии непременно вынуждены оттолкнуться от своих же ранее полученных впечатлений. Насколько ни был гениален Пушкин – он не мог создавать свои прекрасные творения каким-либо иным способом.

Так кто же она, девушка или женщина, послужившая Пушкину прообразом Татьяны Лариной? Часть ответа на этот вопрос мы можем найти у самого поэта – в «Евгении Онегине» есть такие строки:

Конечно, не один Евгений

Смятенье Тани видеть мог;

Но целью взоров и суждений

В то время жирный был пирог

(К несчастию, пересоленный);

Да вот в бутылке засмоленной,

Между жарким и блан-манже,

Цимлянское несут уже;

За ним строй рюмок узких, длинных,

Подобно талии твоей,

Зизи, кристалл души моей,

Предмет стихов моих невинных,

Любви приманчивый фиал,

Ты, от кого я пьян бывал!

Зизи… Кто это? Не она ли – та самая Татьяна? Зизи – это Евпраксия Николаевна Вульф, дочь Прасковьи Осиповой, хозяйки соседнего с пушкинским Михайловским имения Тригорское. Всем известно, что Пушкин во время ссылки проводил там очень много времени. На время знакомства с Пушкиным Евпраксии Вульф едва миновало пятнадцать лет и понятно, что ни о каких серьёзных отношениях между ней и поэтом не могло быть и речи, но внешняя привлекательность и природное очарование юной Зизи не могли ускользнуть от пристального взгляда Пушкина. За пару лет девочка-подросток на его глазах превратилась в красавицу с непосредственным и живым умом.

Вскоре после выхода в свет четвёртой и пятой глав «Евгения Онегина» Пушкин отослал их в Тригорское в подарок Евпраксии Вульф с многозначительной надписью «Твоя от твоих».

Понятно, что главная идея образа Татьяны рождена Пушкиным в тайне его поэтического сознания, и книга была бы написана и без знакомства поэта с замечательной Зизи, но мы помним, что живые черты Татьяны Лариной – это во многом черты Евпраксии Николаевны Вульф, в замужестве – баронессы Вревской.

Читайте Пушкина, любите Пушкина, а тех, кому интересна история жизни поэта я приглашаю на страницы своей книги «Пушкин и мiр с царями», размещённой по адресу:

а также: https://proza.ru/avtor/ytgjcktlybq