Найти тему
Пророк

Наутилус Помпилиус. Начало

«Это одна и та же группа в разных составах. Суть музыки оставалась единой». Вячеслав Бутусов

Десятиклассник из Сургута Слава Бутусов в 1978 году поступил в Свердловский архитектурный институт.

«Мой дед-крестьянин хотел, чтобы его сын стал инженером, он считал, что это ступень вверх. Дед завещал, чтобы его внук, то есть я, шагнул еще вверх, то есть стал архитектором. Поэтому меня папа после последнего звонка взял тепленьким и отвез в Свердловск в архитектурный институт, где я сдал экзамены».

В том же 1978 году познакомились на студенческой картошке два первокурсника, Бутусов и Умецкий, и решили создать лучшую в стране рок-группу.

Вячеслав Бутусов и Дмитрий Умецкий
Вячеслав Бутусов и Дмитрий Умецкий

На самом деле познакомиться-то они познакомились, но не более того. Знали друг друга по именам, собирали корнеплоды в соседних бороздах в селе Мамино, как еще десятки студентов-архитекторов. Дима Умецкий близко сошелся совсем с другим парнем — Игорем Гончаровым.

Игорь Гончаров
Игорь Гончаров

«Я поступил в Свердловский архитектурный институт. Оказался на одном курсе со Славой Бутусовым и Дмитрием Умецким, — вспоминает Игорь Гончаров. — Ребята мы были активные, вместе поехали в стройотряд. Я мог играть на барабанах, Дима — на бас-гитаре, а Слава пел. После мы разгружали вагоны с почтой, чтобы купить барабанную установку».

К моменту поступления в Арх Игорь Гончаров был уже опытным музыкантом, он часто играл на ударных на танцплощадках родного Челябинска. Свердловчанин Умецкий тоже имел исполнительский багаж: «Я играл в школьном ансамбле на барабанах. Установка была „фирменная“ — без бочки, один рабочий барабан с порванным пластиком, тарелка в виде топора, такая загнутая, долбанешь по ней палкой — палка сразу на две половины». Вот этой-то парочке вдруг и ударило в башню — поиграть вместе.

Прямо в колхозе два барабанщика начали делить виртуальные инструменты. Барабаны отвоевал опытный Гончаров, а Диме достался бас: «Сразу после собирания картошки я стал себе гитару выпиливать электрическую. Купил в „Юном технике“ запчасти от „Тоники“, сделал полено и начал его терзать».

Слава Бутусов учился в соседней группе. Он сам неплохо играл на гитаре, но поначалу предпочитал заниматься музыкой индивидуально. Его однокурсник Александр Коротич вспоминает, как увидел Славу в первый раз: «В общаге на полу сидел очень худой парень с длинной челкой и тренькал на гитаре что-то из „Led Zeppеlin“, явно воображая себя и Плантом, и Пейджем одновременно».

На общей музыкальной почве Бутусов, Умецкий и Гончаров сошлись только на втором курсе. С инструментами помог стройотряд, бойцами которого были будущие рок-звезды, — за 900 рублей купил барабаны и усилители «Эско». Молодежь хотела репетировать в студенческом клубе, но там базировался авторитетный «Змей Горыныч Бэнд».

«Змей Горыныч бэнд», 1978
«Змей Горыныч бэнд», 1978

Гончаров договорился о репетиционном помещении в новом общежитии Арха на Восточной, 11. «Всю зиму играли в общаге нечто вроде „кримсонов“, — вспоминал Умецкий, — хотя, честно говоря, „кримсонами“ тут и не пахло. Все это шло еще от одного нашего тогдашнего соучастника, гитариста Сергея Бабушкина, человека явно маниакального склада, рехнувшегося в свое время на „битлах“. А кончилось все это тем, что пришли из комитета комсомола и послали нас всех подальше: нечего, мол, ребята, гнать вам эту лажу».

King Crimson — британская рок-группа, созданная гитаристом Робертом Фриппом и барабанщиком Майклом Джайлзом в 1968 году.

Квартет перебрался в детский садик, где Бабушкин работал сторожем, и продолжил репетировать там. На пианино стал иногда подыгрывать еще один однокурсник, Виктор «Пифа» Комаров. Музицирование шло пока на сугубо любительском уровне.

Дмитрий Умецкий, Вячеслав Бутусов и Виктор «Пифа» Комаров
Дмитрий Умецкий, Вячеслав Бутусов и Виктор «Пифа» Комаров

В июне 1981 года, когда прошел городской рок-фестиваль на приз САИ. Бутусов входил в редколлегию стенгазеты «Архитектор», а это издание являлось одной из движущих сил фестиваля.

Вячеслав Бутусов в должности спецкора газеты Архитектор, 1982 год
Вячеслав Бутусов в должности спецкора газеты Архитектор, 1982 год

Увиденное 6 июня в ДК «Автомобилист» произвело на Славу и Диму сильное впечатление.

«Мы поняли, что если так могут петь люди, живущие на соседних улицах, то, значит, и мы способны на что-то подобное. Это было событие, которое перевернуло нашу жизнь» - впечатленный «Треком» вспоминает Умецкий.
"Трек" — советская  рок-группа из Свердловска, была основана в 1980 году.
"Трек" — советская рок-группа из Свердловска, была основана в 1980 году.

Славе добавили эмоций и два интервью, которые он взял для «Архитектора» у фестивальных героев — Саши Пантыкина и Насти Полевой.

Александр Александрович Пантыкин (род. 12 января 1958, Свердловск) — советский рок-музыкант, российский композитор. «Дедушка уральского рока»
Александр Александрович Пантыкин (род. 12 января 1958, Свердловск) — советский рок-музыкант, российский композитор. «Дедушка уральского рока»

Анастасия Викторовна Полева (род. 1 декабря 1961, Первоуральск, Свердловская область, СССР) — советская и российская рок-исполнительница, автор песен, лидер рок-группы «Настя».
Анастасия Викторовна Полева (род. 1 декабря 1961, Первоуральск, Свердловская область, СССР) — советская и российская рок-исполнительница, автор песен, лидер рок-группы «Настя».

«Слава сразу нарисовал дружеский шарж, — вспоминает Настя. — Рассказал, что у него тоже есть группа, что они собираются выступать. Мы подружились».

Начались попытки сотрудничества с профессиональными музыкантами. Обратились к гитаристу Евгению Писаку: «Слава с Димой любили „Led Zeppelin“ и хотели вложить их энергетику в свою музыку, подав ее по-своему. Они предложили мне быть их лидер-гитаристом. Слава жил от меня через двор, и мы целыми вечерами сидели у меня, что-то придумывали. Мы не могли двигаться дальше из-за барабанщика. Попробовали одну вещь, другую — не идет. Попытались сыграть медленную — вроде получилось, но нельзя же всю программу строить только из медляков… Я заявил, что нам нужен другой ударник, более ритмичный, собранный, но для них на тот момент дружба была сильнее музыки».

Осенью 1982-го Бутусов — Умецкий — Гончаров с примкнувшим к ним гитаристом-однокурсником Андреем Садновым решили записать собственные сочинения.

Семь песен, зафиксированные на пленку Андреем Макаровым, позже разошлись по городу под названием «Али-Баба и сорок разбойников». Создатели остались не очень довольны своим первенцем. «Мы его забекарили сами и лучшие вещи просто объединили со вторым альбомом», — рассказывал Умецкий.

ЗАБЕКАРИЛИ - значит, отправили обратно переcдавать

Новый, 1983 год стал для группы по-настоящему стартовым. Коллектив обрел имя — слово «Наутилус» предложил звукорежиссер Андрей Макаров. Бутусов с Умецким, побывав на загородном рок-семинаре, влились в семью свердловских рокеров. Состав изменился: появился барабанщик Александр Зарубин.

Зарубин, Бутусов, Умецкий, Саднов. 1983 год
Зарубин, Бутусов, Умецкий, Саднов. 1983 год

В клубе Арха приступили к репетициям новых вещей. Музыку и часть текстов написал Бутусов, а остальные он почерпнул из сборника венгерской поэзии.

«Книжка к нам попала случайно, — рассказывал Умецкий. — Просто открыли, смотрим, а там так здорово, у них такие роковые тексты. Эту антологию можно шелушить и шелушить».

Репетиционная база НАУ
Репетиционная база НАУ

Летом клуб архитектурного института превратился в студию. Для второй записи «Наутилус» пригласил мэтров. «Трековец» Александр «Полковник» Гноевых взялся отвечать за звук, а «джюсовец» Александр Пантыкин — за весь процесс целиком. Сгоряча он даже назначил себя продюсером.

 Гноевых А.Г.
Гноевых А.Г.
Александр Георгиевич Гноевых - советский и российский звукорежиссёр, музыкальный продюсер. Записывал, начиная с 1980, многие ставшие «культовыми» альбомы групп «Сонанс», «Трек», «Кабинет», «Наутилус Помпилиус» и др.
"Переезд" -дебютный студийный альбом группы Nautilus Pompilius. Записан в Свердловске осенью 1982 и летом 1983 года.
"Переезд" -дебютный студийный альбом группы Nautilus Pompilius. Записан в Свердловске осенью 1982 и летом 1983 года.
Нельзя сказать, что «Переезд» сделал группу популярной, но известности хватило, чтобы «Наутилус», наравне с «Урфином Джюсом» и «Треком», попал в пресловутые черные списки, рассылавшиеся из Москвы по областным управлениям культуры.

«Урфин Джюс» — советская рок-группа из Свердловска, образованная в 1980 году. Названа в честь персонажа из книги А. Волкова «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».
«Урфин Джюс» — советская рок-группа из Свердловска, образованная в 1980 году. Названа в честь персонажа из книги А. Волкова «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».

Осенью «Наутилус» надолго осел в ДК «Автомобилист». Базу надо было отрабатывать. 30 октября, в профессиональный праздник — День шофера, группа исполняла со сцены песни автомобильной тематики.

Наутилус перед первым концертом в ДК автомобилистов на празднике Свердловского Архитектурного института. Андрей Саднов, Виктор “Пифа” Комаров, Андрей Макаров (сидит), Вячеслав Бутусов, Александр Зарубин, Дмитрий Умецкий (фото Ильдара Зиганшина)
Наутилус перед первым концертом в ДК автомобилистов на празднике Свердловского Архитектурного института. Андрей Саднов, Виктор “Пифа” Комаров, Андрей Макаров (сидит), Вячеслав Бутусов, Александр Зарубин, Дмитрий Умецкий (фото Ильдара Зиганшина)

Под шумок в День первокурсника САИ дали собственный концерт. Для усиления подключили Виктора Комарова, сыгравшего на рояле. Мнения об этом дебюте разошлись. В зале народ скучал, на следующий день в институте зрители благодарили музыкантов.

Под новый год «Наутилус» впервые мелькнул на телеэкране с соответствующей моменту песней «Пыль снежная» на стихи Ильи Кормильцева, в рамках новогодней передачи "Большая репетиция" Свердловского телевидения, 1983 год.

Программа прошла практически незамеченной, а её запись в течение долгого времени считалась утраченной. "Снежная пыль" никогда не выходила на альбомах "Наутилиса", и полный текст был забыт. Спустя много лет Вячеслав Бутусов написал на старую мелодию новые стихи, и получившаяся композиция вошла под названием "Звезда" в альбом "Богомол" (2008 год) группы "Ю-Питер".

Еще одна ТВ-съемка состоялась в апреле 1984 года, уже в период полураспада студенческого состава «Наутилуса». После защиты диплома все начали разбегаться.

«Нас предупреждали, что при выходе на работу будет стресс, — вспоминал Умецкий. — Но насколько чудовищным он будет, мы предположить не могли».

Слава с Димой предложили только что вернувшемуся из армии барабанщику «Трека» Андрею Котову поиграть с ними хард-рок. Тот отказался — он уже репетировал с Игорем Скрипкарем.

«Они очень расстроились, перестали играть хард-рок, взяли драм-машину, и получился известный всем „Наутилус“. А если бы я согласился, может быть, до сих пор играли бы хардешник», — вспоминает Котов.

В отсутствие барабанщика пришлось изобретать другие варианты. У клавишника «Слайдов» Алексея Хоменко попросили «Yamaha PS-55» со встроенной драм-машиной. На ней стал играть Витя Комаров, ставший третьим «наутилусом». С появлением клавиш сразу изменился и стиль.

Алексей Павлович Хоменко. Советский и российский клавишник, продюсер, аранжировщик. Один из основателей и активный участник свердловского рок-клуба.
Алексей Павлович Хоменко. Советский и российский клавишник, продюсер, аранжировщик. Один из основателей и активный участник свердловского рок-клуба.

«От драм-машинки мы пришли в страшный восторг, — говорит Бутусов. — Кроме того, это давало нам возможность записываться в однокомнатной квартире по ночам. Мы не могли позволить себе живые барабаны в этих условиях. Так что new wave была для нас идеальным форматом».

-17

В конце февраля 1985-го началась интенсивная работа над новым материалом.

«Все было очень весело, — рассказывает Комаров. — Слава приносил какую-то текстовую рыбу и слабые-слабые наметки мелодии. И на это, как на стержень от искусственной новогодней елки, остальные нанизывали свои музыкальные идеи. В результате оставалось только воткнуть наверх звездочку».

Звукооператоры Леонид Порохня и Дмитрий Тарик записывали альбом в пустой однокомнатной квартире на портастудию Кормильцева. Илье принадлежала не только аппаратура, но и текст последней вещи альбома «Кто я?» Именно с нее началось активное сотрудничество авторского тандема Бутусов — Кормильцев.

Конец 1984 г. Импровизированный джэм в ДК им. Воровского. Слева направо - Дима Умецкий (за барабанами), Слава Бутусов, Илья Кормильцев (на саксофоне), Антон Нифантьев, - на скрипке. У колонны - Егор Белкин.
Конец 1984 г. Импровизированный джэм в ДК им. Воровского. Слева направо - Дима Умецкий (за барабанами), Слава Бутусов, Илья Кормильцев (на саксофоне), Антон Нифантьев, - на скрипке. У колонны - Егор Белкин.

9 марта состоялась презентация «Невидимки».

«Невидимка» — второй студийный альбом советской и российской рок-группы Nautilus Pompilius, записанный в 1985 году и официально изданный только в 1994 году.
«Невидимка» — второй студийный альбом советской и российской рок-группы Nautilus Pompilius, записанный в 1985 году и официально изданный только в 1994 году.

Слово «Помпилиус» появилось в эти же дни. Тогда стало известно, что в Москве бывшие участники «Машины времени» создали группу «Наутилус».

Наутилус — советская рок-группа. Основана в 1983 году экс-участниками групп «Машина времени» и «Воскресение» Сергеем Кавагое и Евгением Маргулисом.
Наутилус — советская рок-группа. Основана в 1983 году экс-участниками групп «Машина времени» и «Воскресение» Сергеем Кавагое и Евгением Маргулисом.

Бутусов с Умецким из опасения быть спутанными с именитыми тезками решили расширить название. Латинское имя голожаберного моллюска вспомнил полиглот Илья Кормильцев. Через пару лет московский «Наутилус» исчез, не выдержав конкуренции с уральским однофамильцем.

С 1985 года свердловская группа официально называется Наутилус Помпилиус (Nautilus Pompilius).

-21