Предыдущая часть: https://dzen.ru/a/ZaqPF6ug8QTnxEJq
День 1. 10 июля 2023 года.
О первых днях пути, как правило, писать нечего, поскольку главная задача – проехать как можно дальше.
Мы долго думали, каким же путём лучше всего доехать до Шарьи:
- повернуть в Вологде на Тотьму и далее на восток;
- по М11 доехать до Вышнего Волочка и далее на север в сторону Бежецка, а потом повернуть на Калязин и Рыбинск;
- повернуть в Череповце и проехать вдоль Рыбинского водохранилища;
- по А 117 Вологда – Ярославль – Кострома и далее.
Второй и третий вариант мы отбросили из-за говёных дорог, первый получался длиннее почти на 100 километров. Поехали самым очевидным путём через Вологду и Ярославль и за первый день доехали до берега Волги.
Но сначала успели заехать на одно очень печальное место под Ярославлем. Здесь, около села Туношна, 7 сентября 2011 года разбился самолёт Як-42Д, летевший в Минск. В авиакатастрофе тогда погибли 37 игроков и тренеров одной из лучших хоккейных команд России – Ярославского «Локомотива». Также погибло 7 членов экипажа самолета.
В 15:58 в простых метеоусловиях самолёт начал разбег по взлётной полосе ярославского аэропорта Туношна, во время разбега выкатился за пределы ВПП и произвёл взлёт с грунта в 400 метрах за её торцом.
Полёт длился несколько секунд — в 15:59 лайнер набрал высоту не более 5-6 метров, затем левым крылом столкнулся с радиомаяком, врезался в землю на берегу реки Туношонка (недалеко от её впадения в Волгу), разрушился и сгорел. Часть обломков и хвостовая часть упали в ложбину Туношонки.
Вот это место на карте:
Из находившихся на борту самолёта 45 человек (37 пассажиров и 8 членов экипажа) выжили двое: инженер по авиационному и радиотехническому обслуживанию Александр Сизов и хоккеист Александр Галимов, который через пять дней умер от полученных ранений.
Причиной катастрофы были названы ошибочные действия экипажа - нажатия кем-то из пилотов на тормозные педали во время разбега самолёта по ВПП. То есть, когда самолёт взлетал, возникли разногласия между командиром воздушного судна и вторым пилотом: один из них пытался тормозить, а другой взлететь.
На месте гибели трагического авиарейса N 57° 33.001'E 40° 7.307' сооружен мемориал с часовней, аллеей, памятным камнем и видом на Туношонку и Волгу.
Ночевали в красивом месте, на высоком берегу Волги рядом с Введенским подворьем N 57° 37.570' E 40° 12.004'
На другом берегу виднелся храмовый комплекс в Дивеевом городище. Именно это село послужило панорамой для съёмок деревни Борщовки в фильме «Афоня». А ещё двое жителей села — Марина и Саша — снимались в документальном сериале «Рождённые в СССР». В этом фильме участвовали двадцать человек, которых снимали каждые семь лет, начиная с семилетнего возраста. Очень интересный был проект, жаль, что из-за злоебучей эпидемии фильм завис. А в Дивеево городище мы обязательно когда-нибудь заедем.
За 10 июля проехали 922 км.
День 2. 11 июля.
Снова едем встречь Солнцу. Время начинает отматываться назад, переводим часы сначала на час, а потом и на два часа назад. Вроде бы проехали мало, а уже и закат не за горами.
С утра покрутились около Волги, посмотрели на монастыри да храмы.
В большом селе Некрасовское заехали в Николо-Бабаевский монастырь N 57° 41.809' E 40° 20.578'.
В Бабайском монастыре неоднократно бывал Николай Некрасов, чьё детство прошло неподалёку, на противоположном берегу Волги — в сельце Грешнево. Монастырь упомянут поэтом в стихотворении «Горе старого Наума»: «Вблизи — Бабайский монастырь, село Большие Соли…»
В советские годы монастырь был разрушен, сейчас активно восстанавливается.
Но больше село Некрасовское известно благодаря соляным источникам. Раньше село так и называлось – Большие соли. Всё тот же Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» показал Большие Соли под названием Усолово.
Мы же дошли до соляного источника на берегу Волги. Источник полузаброшен, но видно, как на дне бьёт родник.
Где-то на этом берегу, а может, на противоположном, но именно в этих местах родились строки, которые уже многие поколения школьников зубрят в школе: «О, Волга! Колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я?»
Уезжаем из мест, воспетых Некрасовым, и вскоре останавливаемся у храма Воскресения Христова в Левашово N 57° 38.624' E 40° 31.567'. Огромный, с высокой колокольней, он расположен почти у дороги.
Церковь построили в 1779 году. Во времена лихолетья начала 20 века местные крестьяне не дали сбросить колокола с колокольни и отдать их в переплавку. Благодаря этому старинное село Левашово можно считать «энциклопедией ярославских колоколов».
Потом довольно долго едем. Проезжаем Ярославскую, Костромскую области, въезжаем в Кировскую. Погода портится, начинается дождь. Кажется, что он будет идти бесконечно, едем-едем, а на небе ни одного просвета. Беспокоимся, что дороги развезёт и нам будет не заехать в лес и не найти там места для ночёвки.
Когда ливень, наконец, затихает, сворачиваем с трассы для короткой прогулки по селу Юрьево N 58° 26.613' E 48° 32.664' .
Здесь, на высоком берегу реки Молома, расположена церковь Илии Пророка с богатейшим декором в духе вятского барокко, построенная в 1770-1784.
Самое замечательное тут – это виды на реку, пойменные луга и лес. Чувствуется дыхание настоящей тайги.
Заночевали у озерка на объездной Белой Холуницы (N58°53'59,27", E50°56'31,49"). Вопреки опасениям, по лесу проехали без проблем, не завязли. А всё потому, что лес был хороший, по большей части сосновый. Даже успели земляники откушать.
За 11 июля проехали 770 км.
Следующая часть: https://dzen.ru/a/ZbJoY85L5HsTLard (Пермь)