Вспомните время, когда вы были ребенком и учились читать и писать. У большинства из нас смутные воспоминания, но мы помним, как родители читали нам книги, или мы помним, как сидели за столом и учили слова. Тем не менее, большую часть раннего детства мы потратили на то, чтобы научиться читать и писать. Однако, у большинства из нас типичный мозг, поэтому мы и учимся посредством классической системы образования. Дети с аутизмом нейроразнообразны и требуют разных подходов и методов обучения. Именно здесь на помощь приходит прикладной анализ поведения (ABA).
Если вы давно с нами, то знаете, что ABA-терапия основана на использовании подкреплений для увеличения желаемого поведения. У невербальных детей мы, прежде всего, работаем над побуждением их говорить 💬, а не полагаться на невербальные средства.
Невербальные средства являются строительными блоками общения. Точно так же, как ребенок плачет, сообщая о голоде, ребенок с аутизмом может издавать определенный звук или хватать вас за руку, чтобы попросить о еде. Эти небольшие подсказки жизненно важны и могут быть использованы для обучения просьбе.
🔵 Так как же ABA использует невербальные сигналы и превращает их в вербальную коммуникацию?
Все начинается с понимания того, на каком уровне в данный момент находятся коммуникативные навыка ребенка. После того, как базовый уровень определен, терапевт может создать план, наиболее соответствующий потребностям ребенка. 🙋🏻♀ Специалист, например, может начать с обучения просьбы с помощью системы альтернативной коммуникацией PECS, которая поможет ребенку сначала просить то, что он до этого, возможно, просил социально-неприемлемыми способами, а потом и описывать услышанное, увиденное, а также полноценно общаться с окружающим миром.
Возможно, специалист будет использовать метод обучения отдельными блоками (DTT), чтобы научить ребенка звукам и словам. Это наиболее часто используемый метод, поскольку его цель — побудить ребенка начать совершать желаемое действие. За каждое успешное использование слова/звука или каждую попытку ребенок вознаграждается тем, что ему нравится. Также параллельно мы развиваем имитацию, в том числе вокальную. Кроме того, можно использовать картинки для того, чтобы научить ассоциировать слова с предметами и определенными действиями.
Например, ребенка можно научить использовать слово «кошка» по отношению к домашнему животному, которое содержится в доме. Благодаря методу обучения отдельными блоками ребенок может начать ассоциировать слово «кошка» с изображением своей кошки, и вместо того, чтобы указывать на кошку пальцем 👉🏻🐈, ему будет предложено использовать слово, чтобы указать на нее или позвать ее.
🟢 В теории все выглядит отлично, но насколько это эффективно в реальной жизни?
С момента своего создания было проведено множество исследований эффективности ABA. За прошедшие годы исследования показали, что терапия приводит к повышению коммуникативных навыков, навыков повседневной жизни и социализации с другими людьми. ABA последовательно доказывается и поддерживается наукой.
И чем раньше начнется применение, тем выше вероятность успешного исхода. ☝🏻 Но следует помнить, что выбрать нужно лучший вариант, соответствующий потребностям ребенка и потребностям его семьи.
Хотите оказывать реальную помощь семьям, воспитывающим детей с РАС и другими ментальными нарушениями? Ждем вас в рядах наших студентов!
▪ Старт обучения 12 февраля
▪ Подробнее о курсе профессиональной переподготовки на сайте https://iaba.ru/course/aba-terapija-professiya/
#ИПАП #ABA #абатерапия #abaтерапия #прикладнойанализповедения #ABAкурсы #аваобучение #инклюзивноеобразование
🚸 Невербальные дети и АВА
19 января 202419 янв 2024
5
3 мин