Второй раз, Вероника подверглась травле уже в подростковом возрасте. Мы опять переехали в другой, более престижный и безопасный район. Предыдущая ее школа находилась в «Черниковке», это один из самых неблагополучных районов Уфы.
Новая школа была на хорошем счету, ее хвалили. Учителя показались вполне адекватными. Одноклассники тоже. Сначала все шло нормально, Вероника даже подружилась с самой популярной девочкой в класс, которая была неформальным лидером. Не помню ее имени, по моему Лиза.
Все шло своим чередом, пока новая подруга не узнала, что мы снимаем комнату. Девочка была очень умная, из обеспеченной семьи и довольно избалованная. Она как то быстро поняла, что Вероника испытывает комплекс неполноценности из-за нашей бедности и отсутствия квартиры.
И то ли в Лизе проснулся охотничий инстинкт, то ли от скуки, то ли она решила за что-то отомстить Веронике, но она начала ее этим подкалывать и настраивать остальных одноклассников против своей бывшей подруги.
А в дочке проснулся страх перед травлей, которой она подверглась во втором классе. Это все усугубило. Она испугалась, стала неуверенной. И вот, из нормальной, компанейской девочки, моя дочь превратилась в изгоя.
В этот раз она опять долго молчала. Пыталась решить проблему самостоятельно. Но, когда ее в очередной раз ее начали гнать от школы до дома, кидая в спину комки грязь, она не выдержала и все мне рассказала.
Мы решили побороться. Вероника пошла на айкидо, параллельно пытались придумать какие-то методы психологической защиты. Например, представляли, что Вероника превращается в огромного сильного животного, льва или слона. Этот прием я сама как то использовала на работе, когда до меня "докопалась" местная сканdалистка и просто проходу не давала. Почти каждый день доводила до белого каления.
Как-то я, всю дорогу до работы медитировала и представляла, что превращаюсь в большую, сильную и опасную пантеру. Представляла на физическом уровне - как наливаются силой мышцы, как отрастают клыки и когти. Ощущала ленивую томность и готовность к молниеносному прыжку. А тетку эту представляла белым, мягким и пушистым кроликом.
Что интересно- сработало на 100 %. Тетка от меня отстала. Смотрела, правда, на меня каким-то странным взглядом.
Вероника хищником представлять себя не хотела, попробовала представить себя китом. У нее не получилось, слишком слаба и подавлена она была на тот момент.
Нам помогло другое. Я тогда просто пришла в школу, поговорить с наиболее агрессивными детьми. Оделась максимально "под стерву". Черный приталенный костюм. Черные прямые волосы. Высокие каблуки. Каменное, спокойное лицо. Металлический голос. Спокойная уверенность в себе. Я хотела показать этим ребятам, что за спиной у Вероники есть сила. Пусть мы не богатые, но мы сильные и она не одна.
Разговаривала я только с двумя ребятами, которые больше других обижали Веронику. Я начала задавать обидчикам простые вопросы. Как зовут? Почему поступили вот так и вот так? Планируют ли и дальше так поступать? И все ответы записывала. А потом просто ушла. Эти подростки конечно перепугались , хотя я им не угрожала и не ругала. Подумали, наверно, что я пойду к директору.
Я действовала по наитию и сильно рисковала. Мне повезло, что меня не выкинули из школы и вообще позволили разговаривать с детьми. Это была психологическая атака с моей стороны. Что бы они просто отстали от дочки. Не советую так делать, да и не у всех получиться не переступит тонкую грань.
Веронику перестали травить. Но и не дружили с ней больше. Поэтому, когда нам пришлось опять возвращаться в Черниковку, она с радостью согласилась вернуться в тот же родной,48 башкирский лицей.
Ее там приняли с распростертыми объятиями. Завуч школы, с которой я разговаривала по телефону, радостно прощебетала в трубку с сильным башкирским акцентом :
- Это та самая Вероника, которая поет хорошо? Артистка? Давайте, давайте, возвращайтесь, у нее и оценки хорошие были вроде бы да?
Ее «черниковские» одноклассники тоже обрадовались. Веронику любили в этой школе. Все опять наладилось и больше она травле не подвергалась.
Что можно посоветовать тем, кто попал в подобную ситуацию?
1. Разговаривать со своим ребенком.
Аккуратно расспрашивать.Не быть равнодушным. Не отмахиваться и не довольствоваться его фразами типа "все нормально". Ребенок не всегда может адекватно оценить ситуацию. Ему может казаться, что он сам виноват. Он плохой и заслужил такое отношение. Ему может быть стыдно.
2. Поговорить с классным руководителем и школьным психологом.
Попробовать найти решение. Если учитель не идет навстречу или его отношение формально - переводить ребенка в другую школу. Но даже если вы перевели его, все равно нужно решать проблему неуверенности в себе, комплекса «жертвы» и тд.
3. Искать помощь профессиональных психологов не только для ребенка , но и для себя.
Для того, что бы понимать, как себя вести в такой ситуации, как помочь, что бы не навредить еще больше. Ребенок получил серьезную травму, которую нужно проработать. Если такой возможности нет, разговаривать, показывать ему, что ты понимаешь, что ты сочувствуешь. Не бросать е одного. Показать, что дома есть поддержка.
4. Попробовать разные упражнения на проработку уверенности в себе и повышения самооценки.
Лучше конечно с психологом. Но если нет такой возможности, а помочь очень хочется, делать это максимально щадяще. Не орать, как в голливудском фильме "Давай, дай ему сдачу, ты сможешь! " Хотя и такой метод может сработать. Но, если ваш ребенок робок и спокоен от природы, вряд ли он так сможет. Скорее получит дополнительную психологическую травму. Только уже от вас. Но самое главное, любить своего ребенка, но любить осознанно. Не бросаться на обидчиков с кулаками, это не поможет, а только усугубит ситуацию. А действовать тонко, умно, грамотно. Аккуратно.
5. Попробовать поговорить с одноклассниками. Подружится с ними.
Пригласить на праздник, например на день рождения . Интересоваться ими. Вовлекаться в их жизнь. Не всегда сработает. В нашем случае - не сработало.
Каких-то универсальных рецептов нет. Всегда нужно разбирать ситуацию. Попробовать понять, что послужило толчком? Иногда жто может быть взрослый, как в нашем первом случае. Иногда - конфликт с другими детьми, это может быть странное поведение ребенка, не вписывающееся в рамки общепринятого, внешность, и т.д. Я описала лишь то, что пережила сама. Но проблема сложная и ее надо решать. Решать вместе. И ни в коем случае не бросать ребенка одного в такой трудной ситуации.
Всем добра и счастья!
Ставьте лайк и подписывайтесь!