Найти тему

Праздничная севильяна

Студия танца фламенко в Петербурге Llamada устами своего автора Владислав Цепеша обсуждает стиль «севильяна».

Севильяна — особый жанр во фламенко, который приобрёл популярность во второй половине ХХ века. Часто его даже не причисляют к фламенко как таковому, так как севильяна относится к группе песенно-танцевальных форм, называемых estilos aflamencados. Этот термин дословно переводится как «фламенкизированные стили» или, как можно сказать, «формы, принявшие облик фламенко».
И в самом деле, в севильяне явно усматриваются черты, не характерные для основных принципов фламенко. Практически любой танец фламенко строится достаточно свободно. Есть, безусловно, некие общепринятые требования к структуре танца, однако в целом порядок движений и сами движения могут свободно варьироваться по желанию танцовщика. Это даёт большую свободу для фантазии и возможность импровизировать.
С севильяной дело обстоит иначе. Несмотря на всё-таки имеющуюся возможность импровизировать, здесь существует достаточно чёткий рисунок танца и свой сценарий, отходить от которого слишком далеко недопустимо. Хотя количество вариантов одних и тех же элементов севильяны довольно велико, при этом выполняются эти движения в строгом порядке, установленном веками.
Состоит любая севильяна всегда из четырёх частей-куплетов, в связи с чем часто её и называют sevillanas (севильянас). Множественное число в этом названии указывает на то, что куплетов несколько. Каждый куплет соответственно называется севильяной: «первая севильяна», «вторая севильяна» и т. д. Каждая из четырёх севильян имеет свою хореографию, и порядок следования этих четырёх композиций никогда не меняется. Нехарактерной чертой для фламенко является также и то, что по классике севильяна всегда танцуется в паре.
Достаточно взглянуть на движения фольклорных танцев различных областей Испании и можно увидеть много общих элементов. Движения рук и корпуса андалусские танцовщики исполняют на свой манер, в духе фламенко, вращая кистью, двигая плечами. А вот основные шаги и практически полное отсутствие дробей севильяна унаследовала от сегидильи и хоты, исполняемых в разных вариантах по всей стране. Кстати, все эти танцы исполняются именно в паре.
Исследователи считают, что прототипом севильяны была кастильская сегидилья, которая имела много общего с севильяной: она часто состояла из четырёх куплетов, имела очень похожую музыкальную структуру и всегда сопровождала танец. Есть также несколько необычная версия о том, что на севильяну якобы повлиял венский вальс. В пользу этой версии в первую очередь говорит их общий музыкальный размер: ¾. Есть кое-что общее и в танце. Конечно, севильяны не танцуют, обнявшись, как в вальсе, но при этом есть несколько pasos (шагов), которые чрезвычайно точно повторяют некоторые движения вальса. Иногда испанцы даже так и называют эти движения «па де вальс». Но, безусловно, здесь речь, всё-таки, может идти только о некоем влиянии, не более того. Севильяна формировалась в основном в XIX веке и, вполне вероятно, могла впитать отдельные элементы популярного тогда по всей Европе бального танца.
Севильяны являются в первую очередь атрибутом больших народных праздников, где люди танцуют массово. Не так уж важно быть искусным танцовщиком, сколько важно участвовать в этом процессе. Поэтому севильяна является самым простым и доступным танцем фламенко. Она, как хота и сегидилья, содержит определённый набор часто повторяющихся и не очень сложных элементов, что приближает её к некому историко-бытовому жанру. Поэтому можно встретить людей, которые не танцуют фламенко, но танцуют севильянас.
Несколько лет назад севильяны стали настолько популярны за пределами Андалусии, то есть по всей Испании, что в разных её регионах повсюду открывались курсы, где можно было выучить этот танец. Было выпущено множество разных видеокассет, где танцовщики фламенко показывали основные элементы севильяны. Это был бум, в чём-то напоминающий бум «Макарены» или бразильской ламбады, который можно было наблюдать и у нас в стране несколько лет назад. В результате севильяна, как и румба, стала встречаться не только на семейных вечеринках и различных торжествах в Андалусии, но и на молодёжных дискотеках.
Конечно, такое массовое увлечение связано с популярностью Андалусии и Севильи как весьма привлекательного туристического центра, славящегося своей пышной апрельской ярмаркой, где танцы и музыка сопровождают вас почти сутками. Этой праздничностью и обусловлены названия множества разновидностей севильяны: sevillanas de feria (ярмарочные севильяны), sevillanas rocieras (севильяны праздника богородицы Росио), sevillanas de las cruces de mayo (севильяны майского креста) и т. д. Ведь большинство традиционных праздников Испании — церковные, и в связи с этим и существуют sevillanas bíblicas (библейские севильяны), имеющие песенные тексты, связанные по содержанию с библейскими сюжетами.
Рассказать обо всех типах севильяны не представляется возможным, это даже просто бессмысленная затея. Разновидности севильяны часто не есть некие самостоятельные понятия, а переплетены между собой. Так sevillanas biblicas могут стать музыкальным сопровождением для sevillanas clásicas, как это происходит в фильме Карлоса Сауры «Севильянас». В севильяне, как и во фламенко в целом, многое достаточно условно: можно сказать так, а можно и этак, можно станцевать так, а можно и иначе.

В нашем предновогоднем концерте, который прошёл 27 декабря 2023 года в ирландском пабе O’Connell’s, севильяну исполняли Екатерина Гарамова и Олеся Алпацкая, артистки школы фламенко Alma gitana под руководством Елены Морены. И это был наш единственный парный номер. Предлагаю вам посмотреть фрагмент.

И, как всегда, несколько фоточек: