Найти тему
Журнал «Армия»

В любую погоду – на взлёт!

Смешанная авиационная база – одна из тех авиационных частей, которая несет боевое дежурство по охране воздушных границ нашей страны. Обильный декабрьский снегопад и низкая температура не стали помехой для плановых учебно-тренировочных полетов в смешанной авиационной базе. Авиация готова подняться в небо в любую погоду.

Ми-24
Ми-24

В день моего прибытия на авиабазу в небо синхронно поднимались военно-транспортные вертолеты Ми‑8МТВ‑5, ударные Ми‑24, а также новые многоцелевые ударные вертолеты Ми‑35М, поступившие на вооружение в августе этого года. Свой полет совершил и экипаж пассажирского самолета Ту‑134А‑3…

…На аэродроме то и дело взлетали и садились вертолеты. Инженерно-технический состав готовил борта к вылету, провожал их взглядом при взлете – и снова встречал. Рабочий день был в самом разгаре.

Летчики отрабатывали технику пилотирования, полеты на предельно малых высотах и заходы на посадку исключительно по приборам в сложных метеоусловиях. Полеты проходили как днем, так и ночью. Отметим, что ночные полеты занимают особое место в программе подготовки экипажей как вертолетов, так и самолетов. Каждый пилот должен обладать навыками управления воздушного судна в условиях ограниченной видимости, когда необходимо выполнить полетное задание, осуществить безопасные взлет и посадку, ориентируясь исключительно по приборам.

К слову, летный состав допускается к полетам только после подготовки на земле и обязательной отработки всех элементов полета на тренажере. Это позволяет улучшить качество выполнения полетных заданий, уменьшить затраты на подготовку летного состава. В авиабазе есть необходимые для этого тренажеры, которые позволяют отрабатывать задачи в простых и сложных метеорологических условиях.

Смешанная авиационная база – уникальная авиационная воинская часть, которая решает широкий спектр задач: осуществляет перевозку высших должностных лиц Министерства обороны, несет боевое дежурство по противовоздушной обороне и дежурство по поисково‑спасательному обеспечению,проводит патрулирование государственной границы в воздушном пространстве, осуществляет перевозку и десантирование личного состава и техники, выполняет полеты по международным воздушным линиям, а также другие специальные задачи.

Чтобы полеты прошли без замечаний, инженерно-технический состав тщательно подготовил авиатехнику для вылетов.

К слову, об авиационных техниках. Связка «летчик – техник» в авиации имеет особое значение. Жизнь одних в буквальном смысле находится в руках других. Важно подчеркнуть: в умелых и надежных руках. Когда видишь усердие техников, их переживания за результат, неиссякаемое трудолюбие, отчетливо понимаешь: они тоже полноценные участники полетов. Ведь лишь тогда, когда каждый специалист инженерно-авиационной службы выполнит необходимый набор операций по своему направлению, авиационная техника будет готова к вылету.

…Загудели двигатели, завращались лопасти. Винтокрылая машина – многоцелевой ударный вертолет Ми‑35М выруливает на взлетку. Колючий морозный ветер бьет в лицо. Снежная крошка, поднимаемая лопастями зависшего над землей вертолета, заставляет зажмуриться. Наконец в небе завертелась настоящая воздушная карусель, и наступила «боевая страда» для группы руководства полетами.

Ми‑35М – новичок в авиационной семье базы, это глубоко модернизированный транспортно-боевой вертолет Ми‑24, который получил в войсках прозвище «крокодил». По технике пилотирования Ми‑35М схож с Ми‑24, может развивать скорость до 305 км/ч. Вертолет предназначен для поражения бронетанковой техники, огневой поддержки подразделений сухопутных войск на поле боя, десанта и эвакуации раненых.

– Фюзеляж Ми‑35М схож с Ми‑24, но это уже совершенно другой вертолет. На Ми‑35М усовершенствованы навигационный комплекс, прицельное оборудование. Принципиально новая вспомогательная силовая установка, новые двигатели, лопасти. Вертолет может с одинаковой эффективностью маневрировать в ночных и дневных условиях благодаря обзорно-прицельной станции последнего поколения, оснащенной тепловизионным и телевизионным каналами. Одним словом, машина мощная и современная, – подчеркнул один из вертолетчиков Ми‑35М.

Следующим в небо спешил отправиться прародитель Ми‑35М, старый добрый Ми‑24. И в наши дни репутация у этой винтокрылой машины безупречная. Пройдя многие войны и локальные конфликты, «двадцатьчетверка» доказала свою эффективность в бою и фантастическую живучесть. Не напрасно Ми‑24 называют летающим танком.

Во время плановых учебно-тренировочных полетов
Во время плановых учебно-тренировочных полетов

…От лопастей военно-транспортного вертолета Ми‑8МТВ‑5 поднимается снежный вихрь, закрывающий вертолет от глаз наблюдателя. Эта современная машина отлично зарекомендовала себя в Военно-воздушных силах и войсках противовоздушной обороны Вооруженных Сил Республики Беларусь. Вертолеты принимают участие в десятках учений, в том числе и международных, где показывают себя с самой лучшей стороны. География эксплуатации Ми‑8 –практически вся планета. Он используется не только в гражданских целях, но и регулярно принимает участие в военных конфликтах. Поэтому неудивительно, что Ми‑8 имеет десятки модификаций. Одной из самых удачных стал Ми‑8МТВ‑5.

В числе новоселов смешанной авиационной базы и пассажирский Ту‑134А‑3. Самолет по праву считается одним из наиболее массовых советских пассажирских самолетов, всего было выпущено 852 машины всех модификаций.

«Тушка» грациозно выруливает на взлетно-посадочную полосу. Самолет на старте. Получив разрешение на взлет, летчик выводит двигатели на максимум. Самолет начинает разбег. Отрыв! «Свисток» (так окрестили самолет из-за звука его двигателей) стремительно взмывает в небо.

На мгновение показалось, что на аэродроме наступило затишье… Ан нет, действительно показалось. К своему очередному полету готовится гордость смешанной авиационной базы – Ил‑76МД. Этот уникальный самолет предназначен для десантирования личного состава и транспортировки грузов и техники разного назначения. Пилоты завершили проверку приборов и запустили двигатели… Еще несколько минут – и многотонный трудяга «Ильюша» по-хозяйски выруливает на взлетно-посадочную полосу. Рев турбин – и он, словно гоночный болид, стремительно набирает скорость. Затем плавно отрывается от земли, быстро набирая высоту. Красота и величие…

Половник Владимир Скоркин
Половник Владимир Скоркин

Основной принцип в авиации – делай, как я. В этот день в полетах принял участие и командир смешанной авиационной базы полковник Владимир Скоркин. После очередного приземления офицер рассказал о своем полетном задании:

– Действительно, погодные условия сегодня далеки от идеальных, но летать можно, чем не замедлили воспользоваться пилоты. Инструкторы, опытные летчики передают свое мастерство молодежи, – подчеркнул командир. – Что касается освоения Ми‑35М, то оно идет планово. Летный состав трудностей не испытывает, по своей модификации вертолет близок к Ми‑24. Летный состав на сегодняшний день уже практически на 90 % переучен. Вертолеты Ми‑35М давным-давно заступили на боевое дежурство, выполняют полеты днем и ночью. Если говорить о Ту‑134А‑3, то идет плановая подготовка, со сложностями летный состав в процессе освоения этой авиационной техники не столкнулся, лишь совершенствуются навыки.

Взлетает Ту-134
Взлетает Ту-134

Глядя со стороны на слаженные действия всех организмов этой авиационной воинской части, невольно восхищаешься: как же все у них расставлено по местам, разложено по полочкам, каждый занят своим делом!

Подполковник Олег Некало, «Ваяр»,

Фото автора