Природа не спешит раскрывать нам свои загадки, много тайн хранит в себе и история человечества. Иногда проходят многие годы, прежде чем мы находим достойные ответы на какие-то из них. Но, порой бывает, что они завязаны в такой сложный и запутанный узел взаимопереплетений, распутать который, одновременно разгадав тем самым большинство из них, можно только потянув за одну главную ниточку. Надо только её найти.
В природе всё взаимосвязано, только мы, до поры до времени, этого просто не замечаем. Загадочное исчезновение цивилизаций, массовая гибель животных, образование вечной мерзлоты, перемещение и переотложение колоссальных масс осадочных пород, «таинство» образования лёсса и много других природных феноменов, явились следствиями серии катастрофических процессов, причиной и источником энергии для которых послужило необычное столкновение с Землей крупного астероида, произошедшее несколько тысячелетий назад. Как раз в то время, когда на степных просторах Евразии жили загадочные народы - скифы.
Надеюсь, что представленная ниже статья откроет многим глаза и заставит по-новому взглянуть, как на загадку исчезновения скифов, так и на всю античную историю человечества, которая была разрушена в одночасье под непреодолимым воздействием природных сил.
На территории современных Украины, юга России и Казахстана, от Дуная до Монголии и Китая простираются степные пространства, на которых в I тысячелетии до н.э. жили степные народы (киммерийцы, скифы, сарматы, саки и др.), которых большинство из нас, не имеющих специального исторического образования, знает под обобщающим названием – скифы.
Вот, что пишет о них доктор исторических наук В.И. Гуляев [1]: «В мировой истории довольно часто встречаются не только племена, но и народы, вся родословная которых исчерпывается двумя-тремя фразами, записанными древними летописцами. Это — «народы-призраки». Что известно нам о них? Разве только диковинное имя да несколько фактов из их истории — порой полулегендарной. Для Восточной Европы I тысячелетия до н.э. одним из первых среди таких загадочных народов древности остаются скифы.
История их изучения (а ей насчитывается 250 лет) служит наглядной иллюстрацией и успехов современной науки, и её неудач. Несмотря на огромную работу археологов, раскопавших тысячи скифских курганов, десятки поселений и городищ, несмотря на прорывы историков и лингвистов, изучающих письменные источники, несмотря на значительный вклад в скифоведение представителей таких наук, как антропология, палеоботаника, палеозоология, палеогеография и другие, у нас нет пока ответа даже на основные вопросы, касающиеся истории скифов.
Не известно во многом происхождение скифов и их культуры. До сих пор ожесточённо спорят об уровне развития этого народа, о том, создал ли он своё государство и если да, то когда и в какой именно форме это произошло. Нет однозначного ответа и на вопрос: что стало причиной внезапной гибели Великой Скифии?…».
А вот информация из Википедии: Скифы — общее название основного населения степной Евразии (от Карпат до Алтая), состоявшего из родственных племен североиранской языковой группы индоевропейской семьи. Происхождение этих культур и их дальнейшая судьба крайне загадочны. Причина этого — отсутствие у народов скифского мира собственной письменности и противоречивые данные о скифах в рассказах иных народов. Проблема происхождения скифов и их культуры не решена сколько-нибудь убедительно и по сей день. Поразительное единообразие в главном культурном показателе - так называемой скифской триаде: конское убранство, предметы вооружения и искусство звериного стиля, установившееся на всем пространстве обитания кочевников, - породило больше вопросов, чем ответов.
Помимо триады, эти народы выделяет еще один общий признак – как останки самих скифов, так и предметы их культуры и быта были обнаружены в многочисленных насыпных курганах (Рис. 1), беспорядочно рассеянных на всей этой обширнейшей территории. Общее количество этих курганов никто не считал, но, по-видимому, их количество измеряется десятками, если не сотнями тысяч. К примеру, только на территории Запорожской области Украины официально зарегистрировано 5.5 тысяч курганов и грунтовых могильников.
Считается, что практика строительства курганов у скифов берет свое начало со срубной культуры - культуры оседлых земледельческо-скотоводческих племён степной и лесостепной зон Евразии, от Урала до Днепра, живших в эпоху позднего бронзового века (середина — конец II тысячелетия до н.э.), названной так по типу захоронений в курганах, могилу часто облицовывали деревом, словно делая «сруб».
Чтобы иметь представление о том, что находят внутри этих курганов, обратимся к работам двух известных российских археологов.
Вот что пишет об устройстве могил в курганах Украины директор Государственного Эрмитажа в 1951—1964 годах М.И. Артамонов [2]: «Большинство могил в Среднем Приднепровье представляет собой четырехугольную яму с входным коридором (дромосом) или без него и с впущенным в нее погребальным сооружением — камерой или склепом. Величина могильной ямы находится в прямой зависимости от величины погребального сооружения, а следовательно, от знатности покойника. В больших и средних курганах в могильной яме находят остатки деревянной камеры со столбами по углам, а в особенно больших еще и со столбами посредине каждой из стен. Пространство между столбами вдоль стенок забиралось вертикально поставленными бревнами или плахами с нижними концами, вкопанными в землю; по краям ямы образовывали канавки. Встречаются также могилы со столбами, но без канавок по краям, со следами горизонтальной облицовки стен, вероятно, в виде бревен, положенных между столбами. В могилах, достигающих 30 и более квадратных метров, кроме столбов по углам и стенкам, ставились еще один или два столба в центре. Дно могилы или оставлялось земляным, или покрывалось деревянным настилом. Потолок сооружался из бревен в виде накатника на перекладинах, уложенных на концах столбов. В некоторых случаях над потолком возвышалась крыша, скаты которой далеко выходили за края могилы. В рядовых погребениях меньшей величины наряду с прямоугольными встречаются круглые могилы, как, например, в могильнике у села Холодный Яр близ Смелы. Они тоже облицовывались деревом и перекрывались бревнами, но без столбов. Чаше всего в рядовых могилах прослеживаются только остатки перекрытия в виде наката.
Среди погребений преобладают трупоположения на спине, значительно реже встречаются положения на боку с подогнутыми ногами. Ориентировка различная, у поздних голова по большей части обращена на восток или запад, а в Посулье в течение всего скифского периода преобладает ориентировка на юг. Покойники иногда помещались в гробах или на подстилке. Обязательной принадлежностью погребения является напутственная пища, от которой остаются сосуды и кости животных, чаще всего барана, в богатых могилах даже целого. Возле костей находятся один или два ножа.
В богатых могилах помещается одна или несколько (до 20) конских уздечек. Что касается лошадей, то они находятся только в наиболее богатых погребениях днепровского Правобережья в числе одной, двух или даже трех голов, положенных в склепе в ногах погребенного или во входном коридоре в могилу. Иногда конь погребался в специальной нише в одной из стенок могилы или, что еще реже, в особом склепе рядом с могилой владельца. В одной из таких могил оказался скелет не лошади, а оленя.
Имеются курганы, служившие семейными кладбищами и содержащие несколько близких по времени могил, есть и коллективные могилы с несколькими скелетами. В богатых могилах довольно часто находятся парные погребения — мужчины и женщины, но встречаются и другие сочетания: мужчины, женщины и ребенка, двух мужчин — пожилого и молодого, ребенка и двух женщин и др. Нет оснований все эти случаи коллективных погребений связывать с ритуальными убийствами, вроде умерщвления жены или наложницы или слуги для сопровождения в загробную жизнь их господина, они могут быть следствием и случайной одновременной смерти членов одной семьи или же, что наиболее вероятно, повторного использования погребальной камеры, что могло иметь место в тех случаях, когда у нее имеется входной коридор. Однако и насильственное умерщвление наложницы или слуги, несомненно, практиковалось и представлено рядом примеров.
Деревянные погребальные камеры представляют собой продолжение традиции срубной культуры и появляются еще на чернолесском этапе. Каких-либо общих закономерностей в изменении структуры погребальных сооружений и похоронного ритуала в скифских курганах не наблюдается».
Ниже приведен фрагмент описания кургана Аржан-2 из статьи руководителя Центральноазиатской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа К.В.Чугунова, проводившего раскопки погребально-поминального комплекса Аржан-2 в Республике Тыва в начале 2000-х годов [3]:
« Аржан-2 – так было решено назвать памятник – по планиграфии представляет собой сложный погребально-поминальный комплекс, включающий не только центральное наземное сооружение диаметром 80 метров при высоте в 2 метра, но и многочисленные кольцевые ограды, дуговидные вымостки и прочие конструкции, концентрирующиеся вокруг.
Самой большой неожиданностью и чрезвычайно важным результатом работ на кургане Аржан-2 явилось открытие в 2001 году основного «царского» захоронения. Причина того, что древние грабители не нашли погребальную камеру проста – могила располагалась не в центре кургана, а была значительно смещена к его краю. Вероятно, благодаря тому, что могильная яма была выкопана до скального монолита и даже слегка углублена в него, деревянная погребальная камера сохранилась превосходно. На сохранность дерева, очевидно, повлияло и то, что могила была засыпана глиной. Все эти факторы способствовали образованию в погребении благоприятного микроклимата с постоянной температурой и влажностью. В результате, это позволило проследить и реконструировать все детали устройства могилы и последовательность ее сооружения.
В прямоугольной могильной яме на глубине более 4 м сооружена погребальная камера с двойными бревенчатыми стенами (Рис. 2). Внешний сруб, сложенный в десять венцов из круглых бревен был перекрыт накатом из 24 бревен. В нем располагался сруб, собранный из более крупных бревен. Перекрытие этого сруба, состоявшее из 11 бревен, уложено перпендикулярно верхнему накату и опиралось на верхние венцы северо-западной и юго-восточной стенок, которые были выдвинуты внутрь камеры. Пол состоял из 10 досок, уложенных на специальные ступени в нижних бревнах. Вся внутренняя поверхность бревен погребальной камеры, включая пол и потолок, тщательно отесана, бревна подогнаны друг к другу практически без зазоров. Сруб был изготовлен заранее и собран внутри ямы, о чем свидетельствуют метки-зарубки плотников, зафиксированные на бревнах. После совершения захоронения яма была засыпана глиной до уровня погребенной почвы. На момент исследований бревна погребальной камеры практически не деформировались. Оба перекрытия просели лишь вдоль юго-восточной стенки, верхний венец которой обломился в углах. После этого через образовавшиеся щели внутрь сруба просыпалось незначительное количество глины из заполнения ямы. Большая часть погребальной камеры оказалась не заполненной грунтом.
На полу в центре сруба лежали останки двух погребенных – мужчины и женщины. Головами они ориентированы на северо-запад, тела уложены на левый бок с согнутыми ногами. Левая рука каждого вытянута перед туловищем, правая – согнута в локте. Такая поза обычна для захоронений скифского времени Тувы. Черепа погребенных к моменту расчистки были перемещены, вероятно, из-за разложения подушек, на которых они лежали. Не смотря на равнозначное размещение (центральная ось могилы проходит между скелетами), по характеру сопроводительного инвентаря можно предположить, что основным являлся правый погребенный – мужчина. То, что второй скелет положен за спиной первого, также указывает на это. Сразу необходимо отметить, что сохранность костей в могиле очень плохая. По-видимому, это обусловлено процессами гниения и разложения органики внутри не заполненной землей погребальной камеры. Не сохранились, также, предметы и одежда, изготовленные из текстиля, кожи, войлока, меха и шерсти, несомненно присутствовавшие в могиле. Однако, погребальное убранство захоронения было настолько насыщено золотыми украшениями, что тщательная фиксация их расположения сделала возможным воссоздание костюмов и многих других атрибутов царских похорон.
Как уже было отмечено выше, микроклимат могилы не повредил изделиям из дерева и самой погребальной камере, сохранившейся великолепно. Благодаря этому можно реконструировать некоторые детали внутреннего убранства могилы. По периметру стен на вертикально установленных жердях горизонтально крепились тонкие палки, служившие, вероятно, каркасом драпировки стен. Очевидно, внутренняя поверхность стен погребального сруба была завешена войлочными коврами.
В западном углу висела золотая пектораль, а также, кожаные сосуды. От них сохранились лишь деревянные пробки. В этих сосудах, по-видимому, находились зерна и плоды растений, которыми на момент расчистки был засыпан этот угол сруба. Кроме того, в западном углу найдены сосуды – два каменных и один бронзовый. Деревянный ковш с рукоятью, обернутой тисненым золотым листом, составные гребни из дерева, найденные рядом, также могли висеть вдоль северо-западной стены сруба. Наличие несохранившихся ремней косвенно подтверждается серебряной и золотыми ворворками и обоймами, зафиксированными рядом с этими предметами.
Перед лицами погребенных были положены бронзовые зеркала. Под ними, пропитанные окислами меди, сохранились фрагменты войлока. Это говорит о том, что пол в погребальной камере был устлан войлочными коврами.
За пределами погребальной камеры также был сделан ряд интересных находок.
При демонтаже бревен между северо-восточными стенками двух срубов обнаружено деревянное блюдо, стоявшее на ребре. Некогда оно имело ремешок для подвешивания, украшенный золотыми обоймами, который был продет в специальное отверстие под краем. Вероятно, оно использовалось в погребальном ритуале для разделки жертвенного мяса, так как на его поверхности отчетливо видны следы от лезвия ножа. За той же северо-восточной стенкой погребальной камеры, в пространстве между бревнами внешнего сруба и бортом могильной ямы стояли два бронзовых котла. Они были обложены каменными плитками.
За юго-восточной стенкой на самом дне ямы зафиксированы остатки раздавленной деревянной колоды, в которой лежали кости младенца. Среди них найдены две крупных янтарных бусины. Что это – закладная жертва при устройстве могилы или захоронение «царевича»? Ответить на этот вопрос трудно, также как и определить отношение к царской могиле некоторых других погребенных в кургане, обнаруженных на следующий год».
Всего в кургане Аржан-2 было захоронено 35 человек: 16 мужчин, 13 женщин, пять детей, вместе с костями, которые не могут быть идентифицированы по полу, а также 14 лошадей. У большинства тел не было найдено видимых признаков насильственной смерти. «Царю» было от 40 до 50 лет. Анализ его останков показал, что он умер от рака предстательной железы. «Подруге царя», лежащей рядом с ним, было около 30 лет. Никакой видимой причины смерти у нее не обнаружено, предполагается, что она могла быть отравлена или задушена.
А теперь, позвольте задать читателям несколько вопросов. Не вызывает ли у Вас приведенные выше описания каких-либо других ассоциаций? Не заставляет ли прочитанное задуматься, даже если не о смысле этих захоронений, то хотя бы о способах их реализации? Не похожи ли все описанные сооружения на обычные человеческие жилища, в которых странным и непонятным образом оказались погребенными сами обитатели этих жилищ со всем своим скарбом, с домашними животными и украшениями?
Можно понять историков, факт остается фактом, от объяснения которого не уйти. Наличие десятков (если не сотен) тысяч курганов на огромной территории и присутствие в них останков людей окруженных предметами быта надо как то объяснять. Поэтому, в отсутствие другого разумного и обоснованного объяснения, труд на их возведение они возложили (во многом с подачи Геродота) на самих обитателей степных равнин. О Геродоте и его роли в этой истории мы еще поговорим чуть позже, а пока позволим себе дать альтернативное объяснение того, что же могло послужить настоящей причиной гибели скифской цивилизации и как это произошло.
По нашей версии люди в курганах были погребены, но погребены не рукой человека, а силами самой природы в результате катастрофических последствий произошедшей 2700 лет назад глобальной космогенной катастрофы. Полный сценарий этой катастрофы приведен в статье «АИГВП-гипотеза», но чтобы ввести в курс дела читателей с ней еще не знакомых, кратко озвучим основные моменты этого сценария, имеющие непосредственное отношение к гибели скифской цивилизации.
Около 2700 лет назад произошла космическая катастрофа – с Землей столкнулся крупный астероид. Главной особенностью его падения, послужившей первопричиной глобальных катастрофических последствий для нашей планеты, явилась его очень пологая траектория встречи с Землей и место падения – Атлантический океан (Рис. 3).
Длительное движение астероида в атмосфере Земли привело к образованию высокоскоростных воздушных потоков и ударной волны, обладающих гигантской кинетической энергией, за счет которой часть атмосферы была выброшена в космическое пространство, а другая часть смещена фронтом ударной волной на тысячи километров вперед по направлению полета астероида. Это привело к кратковременному (от нескольких часов до дней) сильному разрежению атмосферы в тылу этого фронта над огромной территорией, включающей северную часть Северной Америки, северо-восточную часть Азии и северную часть Тихого океана (Рис. 3). Вследствие сильного разряжения атмосферы и падения давления температура резко упала и произошло практически мгновенное промерзание поверхности Земли и всего, что на ней и под ней было.
Причиной почти мгновенной гибели людей и животных (см. «Гибель мамонтовой фауны») на бо́льшей части северного полушария нашей планеты послужило удушье (кислородное голодание) и переохлаждение, которое возникло вследствие прохождения ударной волны и выброса за пределы Земли части атмосферы. Эта участь постигла и «повелителей степей» - скифов. Все они погибли мгновенно, в своих домах и землянках, а единственным утешением для них стало обстоятельство, что смерть настигла их во сне, в то время над этой территорией Евразии была ночь. (Если бы был день, то людей в помещениях не было бы и большинство курганов оказались бы пустыми, по версии археологов - «разграбленными»). При этом восточные районы проживания скифов (Красноярский Край, Алтай, Тува) попали еще и в зону промерзания (см. Рис. 3) и были заморожены.
А через некоторое время на эту, уже мертвую степную равнину, пришли воды Всемирного Потопа. Мутные водные потоки, несущие в себе огромную массу взвешенных частиц прокатились по всей северной части Евразийского материка, причем поведение этих потоков на разных территориях различалось по скорости, что можно определить по составу отложенных осадков. На Атлантическом и Арктическом побережье и прилегающих к ним территориях скорость потока была максимальной и с поверхности было смыто всё подчистую, вплоть до оголенных плотных коренных пород (Скандинавия, Карелия, Кольский п-ов, Таймыр). Там, где сейчас на поверхности под тонким почвенным слоем залегают глины и пески с редкими камнями и валунами (Полесье, Нечерноземье, Западная Сибирь), скорость потока была большой и у объектов расположенных на поверхности земли (деревья, здания, люди, животные) тоже не было шансов остаться на месте. Всё было унесено водным потоком на юг. Там могли сохраниться только занесённые наносами какие-то подземные сооружения, типа землянок. А южнее, где под почвой сейчас залегают легкие лёссовидные породы, скорость воды уже значительно упала. Поэтому деревянные и каменные постройки скифов на этой территории не были смыты водным потоками, а, по большей части, лишь частично разрушены и занесены толстым слоем рыхлых отложений, которые откладывались на них, как на естественных препятствиях. При этом пониженные участки рельефа, такие как Причерноморская, Приазовская и Прикаспийская котловины оказались ещё на продолжительное время затоплены водой. Многометровый слой осадков (вот откуда в этих краях столько чернозёма), выпавших из мутных вод этих, значительно расширившихся по площади водных бассейнов, покрыл равномерным слоем древнюю поверхность и сформировал современный курганный рельеф, наподобие того, что происходит с поверхностью земли в очень снежные зимы, «законсервировав» на тысячелетия последний момент жизни скифской цивилизации.
О том, что происходило в то время на европейской территории проживания скифов в Причерноморье, мы уже рассказывали в статье «Как ихтиофауна северных морей попала в Черное и Каспийское море».
Процесс формирования курганов в разных регионах мог иметь свои особенности и различия. Так, в долинных областях горных районов Тувы, Алтая и Средней Азии, вследствие горного рельефа, время затопления, а, соответственно, и слой осадков был значительно меньше. К тому же, формирование там послепотопного ландшафта могло быть осложнено «обратными» водными потоками, не сумевшими преодолеть горных перевалов и несущими с гор уже значительную часть каменного материала. Эти потоки могли сформировать на кургане, как на естественной преграде, каменное покрытие, при этом частично смыв рыхлые породы «насыпи», что и наблюдается часто по факту при их раскопках.
Как-то примерно так, неожиданно и быстро, погибла великая скифская цивилизация, о существовании которой мы бы до сего дня даже не догадывались, если бы не стали раскапывать курганы.
В следующих частях нашего повествования мы на конкретных примерах разберём жизнь и быт этой цивилизации, но уже совсем с другой точки зрения и попробуем дать свою трактовку многим раскопанным археологами фактам, не нашедшим до сих пор вразумительного объяснения.
Использованная Литература
- Гуляев В.И. Скифы. Что мы знаем о них. Наука и жизнь, 2013, № 10
- Артамонов М.И. Киммерийцы и скифы (от появления на исторической арене до конца IV века до н.э.). Л.: Издательство Ленинградского университета, 1974.-. 156 с.
- Чугунов К.В. Аржан – источник.//Аржан. Источник в долине царей. Археологические открытия в Туве. Издание по материалам выставки в Гос.Эрмитаже. СПб, 2004. с. 10 – 39.