Найти тему
IZHLIFE

Личный опыт: как ижевчанка взыскала ущерб за пострадавший на нечищеной дороге автомобиль

   Личный опыт: как ижевчанка взыскала ущерб за пострадавший на нечищеной дороге автомобиль
Личный опыт: как ижевчанка взыскала ущерб за пострадавший на нечищеной дороге автомобиль

Уже два месяца Ижевск и республику атакуют погодные аномалии. То стоят морозы до -40, то за пару дней выпадает почти месячная норма осадков. Все это не лучшим образом сказывается на дорогах – снежные заносы, глубокие колеи, участки гололеда и т. д.

Власти принимают беспрецедентные меры по расчистке дорог, к работам привлекают технику и сотрудников предприятий. К уборке снега уже просят подключиться и горожан. Однако, судя по количеству жалоб и претензий в соцсетях, даже этих мер не достаточно.

По официальной статистике ГИБДД, за минувший декабрь 2023 г. и первую половину января 2024 г. в Ижевске произошло 64 ДТП, в которых пострадало 104 человека. Чиновники заверяют, что эти цифры не превышают прошлогодних показателей. То есть погода и заснеженные дороги якобы не стали причиной роста аварий. При этом, как нам сообщил источник с рынка автострахования, количество «аварийных» обращений в страховые компании в декабре-январе выросло примерно в полтора раза по сравнению с октябрем-ноябрем.

«Для меня это был вопрос принципа»

Но как бы ни успокаивала официальная статистика, очевидно, что нечищеные дороги осложняют дорожную ситуацию и могут служить причинами ДТП. Однако случаи обращения в суд по таким случаям очень редки. Мало кто верит, что реально отсудить компенсацию ущерба. Однако история ижевчанки Анастасии Ячменьковой подтверждает, что это возможно. Правда, придется запастись временем и терпением.

 Анастасия Ячменькова – директор благотворительного фонда и герой материала
Анастасия Ячменькова – директор благотворительного фонда и герой материала

8 декабря 2018 г. Анастасия ехала на своей машине в гости к подруге. Была суббота, она никуда не торопилась, как вдруг авто попало на обледеневший участок, его закрутило и понесло прямо на столб.

«Когда произошло столкновение, первое, о чем я подумала: «Слава Богу, не пострадали люди». Было шоковое состояние, боли я не чувствовала, она пришла потом. Сработала подушка безопасности. Я не знала, что она пахнет, как пиротехника, и подумала, что, возможно, загорелся автомобиль.

Я начала выбираться из машины. Дверь-то смогла открыть, но забыла отстегнуть ремень безопасности (видимо, в шоковом состоянии) и повисла на нем. Но тут уже подбежали очевидцы, отключили аккумулятор, достали меня из машины и положили на заднее сиденье».

Анастасия – директор благотворительного фонда помощи жертвам ДТП. Поэтому она хорошо знала, как вести себя при аварии. Позвонила в ГИБДД, сообщила свое местоположение и что произошло.

«Приехали сотрудники ГИБДД и скорая. Меня спросили, как я себя чувствую и могу ли пройти медосвидетельствование. Поскольку я работаю в популярном городском паблике ИГГС и мой автомобиль в городе известен, я ответила, что буду «продуваться» на месте, чтобы исключить лишние сплетни. Результат был отрицательный, его сразу показали всем понятым и свидетелям». Кстати, когда машина ГИБДД и скорая подъезжали к месту аварии, они тоже не смогли нормально остановиться и какое-то время скользили по льду.

Сотрудники ГИБДД составили акт обследования дорожного полотна. Для Анастасии это была первая крупная авария, и она еще не знала, что такой акт – важнейший документ для дальнейшего разбирательства в суде.

 Автомобиль Анастасии на месте аварии. Фото: предоставлено героиней
Автомобиль Анастасии на месте аварии. Фото: предоставлено героиней

Еще одним важным «помощником» для Анастасии стала запись с видеорегистратора. По ней экспертиза определила, что скорость машины была не выше положенной – 60 км/ч.

Наконец, заручившись справкой с метеостанции, где было описано, когда и сколько шли осадки, ижевчанка пошла в суд. В этом деле ей помогали юристы из ее фонда.

Анастасия нашла компанию, которая проводит экспертизу ущерба. В судебном иске прописала сумму ущерба, затраты на экспертизу, адвокатов и т. д.

Изначально иск был подан на городскую Службу благоустройства и дорожного хозяйства. Но позже оказалось, что за тот участок дороги, где произошло ДТП, отвечает другая городская служба – Дорожное ремонтно-эксплуатационное управление (ДРЭУ).

В суде ее представители отказались возмещать ущерб, ссылаясь на статью ПДД 10.1:

«Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности, видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».

Именно эта статья, которую очень сложно оспорить, обычно приводит к отказу в возмещении ущерба. Но тут на помощь Анастасии пришли собранные доказательства. Допустимая скорость движения, результаты медэкспертиз, неубранный снег, необработанная против гололеда дорога – все это свидетельствовало в пользу пострадавшей. Процесс длился 2 года, но суд Анастасия выиграла.

С решением суда на руках ижевчанка пришла в банк, обслуживающий счета ДРЭУ. Написала заявление, и уже через 3 дня получила всю сумму.

Мы спросили Анастасию, как она вытерпела эти два года и не опустила руки? «Когда шок прошел, я начала анализировать ситуацию и поняла: как я могу быть директором благотворительного фонда помощи жертвам ДТП, если я сама не знаю, что это такое? И как я могу не бороться, если пострадало мое имущество, а оно стоит денег. Мой автомобиль среднего сегмента, и он достаточно дорогой. Так что для меня это уже был вопрос принципа. Весь свой опыт я обобщила в инструкции: как нужно действовать. И теперь бесплатно делюсь ею со всеми в соцсетях. Понятно, что это не панацея и аварийные ситуации могут сильно отличаться друг от друга. Но, по крайней мере, я смогла показать людям какую-то общую картину. И если я помогаю людям после ДТП, то это тоже моя миссия. Миссия, которую я должна была выполнить на своей шкуре».

Где и какие документы нужно получить для суда после ДТП на нечищеной дороге:

  • Экспертиза набранной скорости – ГИБДД.
  • Экспертиза вреда здоровью – Бюро судебно-медицинской экспертизы (филиал на Воткинском шоссе, 196, тел. +7 (3412) 45‒67‒37).
  • Экспертиза потерпевших, обвиняемых и других лиц – Бюро судебно-медицинской экспертизы (филиал на Сивкова, 105, тел. +7 (3412) 52‒71‒64). Сделать ее лучше сразу после ДТП, пока свежие синяки и царапины. Также экспертизу можно сделать по документам из больницы при госпитализации. При ограниченных возможностях можно сделать доверенность на своего близкого, который отвезет все справки в ГИБДД.
  • Лучше держать сломанную машину в гараже, потому что дорожники могут счесть сумму ущерба завышенной. Поэтому нужно быть готовым к повторной экспертизе.

Комментарий автоюриста: начинать надо с правильного оформления ДТП

Сергей Утеев – адвокат из Ижевска, который занимается юридической защитой и помощью пострадавшим в ДТП. Мы попросили его также поделиться опытом по авариям, связанным с плохим состоянием дорог. – Если вы попали в аварию по причине плохого состояния дороги (например, из-за гололеда), начинать надо с правильной процедуры оформления самого ДТП. Основное, что необходимо сделать, – это вызвать сотрудников ГИБДД для составления акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги. Без данного документа получить какую-либо компенсацию от дорожно-ремонтных служб (либо иных организаций) практически невозможно. Также необходимо составить схему ДТП с указанием наличия недостатков в состоянии дороги. Обычно схему составляют сотрудники ГИБДД, вам следует проверить наличие в ней информации о выявленных недостатках. Кроме того, сотрудники ГИБДД составят справку по дорожно-транспортному происшествию и, если есть пострадавшие лица, протокол осмотра места ДТП, в данных документах также содержится информация о состоянии дорожного полотна. В своих объяснениях также необходимо указать причину ДТП: наледь/голодед/и т. д. Если были очевидцы, то попросите их контактные данные для того, чтобы в последующем можно было их пригласить для дачи объяснений.

Если в ДТП повреждения получил только ваш автомобиль, после оформления необходимо: - получить в ГИБДД информацию о привлечении организации, которая обслуживает дороги, к административной ответственности; - получить решение инспектора об отсутствии вашей вины в ДТП; - провести оценку восстановительного ремонта транспортного средства, обратиться с претензией к ответственной за состояние дороги организации с требованием оплатить восстановительный ремонт автомобиля. Если будет получен отказ, обращаться в суд с исковым заявлением. Кроме того, в некоторых случаях потребуется проведение экспертизы с целью установления причин ДТП.

Нужно понимать, что в данной категории споров необходимо установление следующих обстоятельств:

1. наличие недостатков в эксплуатационном состоянии дороги;

2. наличие причинно-следственной связи между недостатками в состоянии дороги и наступившим ДТП;

3. отсутствие вины водителя в ДТП;

4. отсутствие причинно-следственной связи между действиями водителя и произошедшим ДТП;

5. установление размера причиненного ущерба.

– Часто ли водители судятся с ремонтно-дорожными службами?

– В общей массе дел по ДТП количество споров с ремонтно-дорожными службами незначительно. Но и говорить о том, что их нет, нельзя. В основном споры с дорожными службами возникают после ДТП, связанных с наездом на выбоины, срезы дорожного полотна, отсутствием необходимых дорожных знаков и т. д.

– Сколько люди в среднем тратят на разбирательства в суде из-за ДТП времени и денег?

– Это зависит от многих факторов. В первую очередь, сложности спора, длительности его рассмотрения, количества и сложности экспертиз. Кроме того, ДТП могут породить споры в разных отраслях права: административном, гражданском или уголовном. В связи с этим и расходы на представителя, защитника существенно отличаются. Ориентиром стоимости услуг адвоката являются минимальные рекомендованные расценки адвокатов. Стоимость экспертиз, повторюсь, зависит от их сложности и количества поставленных вопросов.

Контакты Сергея: Telegram WhatsApp