Найти тему
МОРФЛОТ

СПОНТАННОЕ РЕШЕНИЕ ЛОЦМАНA ИЗМЕНИТЬ КУРС ПОГУБИЛО ЖЕМЧУЖИНУ СОВЕТСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ФЛОТА?

16 февраля 1986 года в новозеландском заливе Порт-Гор затонул флагман Балтийского морского пароходства, пассажирский лайнер "Михаил Лермонтов". Случившаяся авария и, самое главное, причины, по которым она произошла,  до сих пор остаются загадкой, а если документальные ответы на эти вопросы и существуют, то они глубоко сокрыты от общественности в папках с грифом "совсекретно".

"Михаил Лермонтов" — советское восьмипалубное пассажирское круизное судно класса "Иван Франко", проект 301, немецкое обозначение Seefa 750. Построенное по советскому заказу на верфи VEB Mathias-Thesen-Werft Wismar в 1972 году. В 1983 году прошло модернизацию. Водоизмещение - 18696 т, длина - 176 м, ширина - 23,6 м, осадка - 7,8 м, двигатели - 2 семицилиндровых дизельных двигателя Sulzer-Cegielski, скорость хода - 20,5 узлов, экипаж - 347 чел., максимальная пассажировместимость - 1334.

Построенный в 1972 году в немецком Висмаре, и получив в начале 80-х, как сейчас говорят, "полный апгрейд", "Лермонтов" считался жемчужиной советского пассажирского флота, и был ориентирован исключительно на иностранных туристов. В то время, о котором идет речь, лайнер совершал рейсы по Средиземноморью и северу Норвегии с заходом на Шпицберген летом, а зимой уходил в "кругосветку" — через Панамский и Суэцкий каналы, с заходами в порты Центральной и Южной Америки, на острова Океании, в Новую Зеландию, Австралию, Юго-Восточную Азию и Индию. "Лермонтов" пользовался у иностранцев бешеной популярностью, и билеты на круизы раскупались за год вперед.

16 февраля 1986 года в 15:00 "Михаил Лермонтов" вышел из порта Пиктон и взял курс на западное побережье острова Южный новозеландского архипелага. На борту находились 330 членов экипажа и около четырехсот пассажиров. Проводку лайнера осуществлял опытный лоцман, знающий Мальбороские проливы как свои пять пальцев, один из трех лоцманов в Новой Зеландии, которые имели лицензии на проводку крупнотоннажных судов в акватории Фьордленда. День был пасмурный, но безветренный, море спокойное.

Что случилось потом, объяснению не поддается. В 16:30, проложив курс в обход мыса Джексон, капитан Владислав Алексеевич Воробьев покинул мостик, предупредив лоцмана, что вместо него остается старший помощник. При подходе к мысу лоцман неожиданно изменил оговоренный курс и направил теплоход в узкий пролив между мысом и скалистой отмелью. Как потом лоцман рассказывал на суде, его решение было спонтанным и он просто хотел дать пассажирам полюбоваться на живописный вид находившегося там маяка. Старпом лоцмана в его решении не остановил, судно шло полным ходом, и в 17:38 «Михаил Лермонтов» напоролся на подводные скалы.

Капитан сразу же устремился на мостик, началась спасательная операция. Никто не думал, что лайнер может затонуть - ведь пароходы гибнут в шторма посередине океанов, а тут до берега полмили, и глубина - метров пятьдесят. Тем не менее, пробоина была большой, вода начала поступать в помещение главного распределительного щита, и судно обесточилось. Насосы перестали работать, двигатели встали. Теперь от людей ничего не зависело. В 22:40 «Лермонтов» затонул на глубине 33 метров с креном 85° на правый борт.

Во время эвакуации с тонущего судна многие туристы и члены экипажа получили травмы, но жертв, практически, не было. По трагической случайности единственным погибшим стал рефрижераторный механик Павел Заглядимов - в момент аварии он находился на своем рабочем месте, и его отсек оказался мгновенно затопленным водой. Его тело так и не нашли, Павел Алексеевич ушел вместе с судном...

Потом были расследования, долгие судебные разбирательства, и десятки вопросов "почему?". Мнения "пароходского" народа разделились. Одни считали, что к крушению привели происки конкурентов, которые подкупили лоцмана, чтобы тот угробил судно. Ведь на данном маршруте работали несколько круизных компаний, и советский лайнер, предлагающий то же удовольствие, но за гораздо меньшие деньги, был им как кость в горле. Другие были уверены, что лоцман был завербован ЦРУ, и посадка лайнера на мель была спланированной политической акцией, целью которой был подрыв авторитета всего советского пассажирского флота. Ну, а третьи винили во всем капитана, который так не вовремя покинул мостик, оставив вместо себя старпома, не имеющего опыта хождения в новозеландских фьордах. Официальная же версия кораблекрушения так и не была озвучена.

Но какой бы ни была правда, судна давно нет, а люди... люди остались. На протяжении всего времени со дня гибели лайнера 16 февраля на Серафимовском кладбище, у памятной плиты рефмеханику Заглядимову, собираются моряки. И каждый год трагедия "Лермонтова" повторяется вновь, теперь уже в воспоминаниях экипажа, и вряд ли кто-нибудь из них сможет забыть те минуты, когда судно, с которым у многих была связана вся жизнь, уходило под воду.

Памятник капитану Араму Михайловичу Оганову.
Памятник капитану Араму Михайловичу Оганову.

Таким образом они отдают дань памяти "Лермонтову", своему товарищу Павлу Заглядимову, знаменитейшему балтийскому капитану Араму Михайловичу Оганову, работавшему и на "Михаиле Лермонтове". К сожалению, их много, таких имен, и с каждым годом становится больше. Но люди помнят, а значит, они живы, как жива в памяти целая эпоха под названием Балтийское морское пароходство.

Выражаем признательность БТО РПСМ за оказанное содействие при подготовке материала.

Источник: http://spb.sur.ru/