Найти тему
My Side

Немецкая музыка. Часть 2. Краут-рок, экспериментальная электроника (Can, Kraftwerk, Tangerine Dream, Faust)

Продолжаем разговор о немецкой музыке. В своей прошлой статье я остановился на краут-роке - экспериментальной и авангардной музыке, возникшей в конце 60-начале 70-х гг. в Западной Германии. Я вкратце рассказал о группе Neu!, которая является видным представителем данного течения. Не менее экспериментальной была и другая группа краут-рока, а именно Can.

Сan
Сan

Данный коллектив выпустил ряд пластинок на протяжении 70-80-х гг. Но самые культовые и классические пластинки они выпустили со своим вокалистом, японцем по происхождению Дамо Судзуки. Это и Tago Mago (1971), и Ege Bamyasi (1972), и Future Days (1973). Группа экспериментировала со звуком, с шумами. Отдельного колорита здесь добавил, конечно, вокалист Дамо – его голос является отдельным инструментом.

Вокалист Can Дамо Судзуки
Вокалист Can Дамо Судзуки

Он зачастую на записях группы импровизировал, играл голосом. Он попал в группу случайно – два других участника группы Яки Либецайг и Хольгер Шукай увидели, как он пел что-то на улице Мюнхена около кафе, в котором они сидели. Им его голос и манера импровизировать понравилась и уже в этот же день он с ними выступал. Судзуки вообще до этого скитался по Европе, исполняя песни в случайных местах. Что до музыки, то у группы Can присутствуют мотивы авангардного джаза, фри-джаза. Музыканты коллектива экспериментировали с темпом, ритмом, не отходя тем не менее от этого гипнотического монотонного звучания краут-рока. Их музыка это сочетание красоты и уродства, спокойствия и агонии, первобытного шаманизма и отчаянного вокала.

На альбоме Future Days группа стала отходить потихоньку от своего прежнего стиля в эксперименты с эмбиентом, атмосферой, обволакивающей все вокруг. На вокале все еще Дамо Судзуки, но он скоро уйдет из коллектива. А группа будет и дальше идти в сторону эмбиента. Затем, как считают критики, начиная с альбома Landed 1975 года группа стала идти в сторону упрощения музыкальных форм. Но как бы то ни было, коллектив Can занимает заслуженное место в музыкальном немецком авангарде и жанре краут-рок.

Что касается Судзуки, то он на долгое время уйдет из музыки. Он станет свидетелем Иеговы. Он женился на немке, которая, к слову, также является свидетелем Иеговы. Сегодня у него имеется свой музыкальный проект Damo Suzuki’s Network, в рамках которого он сотрудничает и выступает со многими андеграундными исполнителями.

Tangerine Dream
Tangerine Dream

Или же группа Tangerine Dream. Ее также причисляют к краут-року, также коллектив внес большой вклад в тот же эмбиент, спейс-рок, электронику, транс. Бессменный лидер коллектива – Эдгар Фрезе, который играл на клавишных и электрогитаре. Его группа выпустила множество альбомов, но пара пластинок пользуются большим успехом. Это Phaedra и Rubicon середины семидесятых, которые к тому же включены в список 25 главных эмбиент-альбомов всех времен. Слушая музыку с этих альбомов, начинаешь понимать, откуда растут ноги у немецкого транса 90–х и нулевых годов. Это обволакивающий синтезаторный саунд, занимающий важное место в становлении эмбиента. Брайан Ино здесь далеко не одинок. Эдгар Фрезе был настоящим корифеем своего дела.

Faust
Faust

Другая группа Faust образовалась в 1971 году и также внесла лепту в становление краут-рока. Пускай эта команда не так популярна как Can или Kraftwerk, но они на протяжении многих десятилетий выпускали ряд пластинок. Коллектив плодовитый, хотя сразу успеха он не имел. Они выпустили в 1971 году свой дебютник Faust, в котором представили авангардные композиции. Далее у них были такие работы, как Faust So Far (1972), The Faust Tapes (1973), Outside the Dream Syndicate (совместно с Тони Конрадом, 1973), Faust IV (1974), Faust 5 (1975) и многие другие.

Кraftwerk
Кraftwerk

В конце 60-х гг. в Западной Германии образовался коллектив Organisation, выпустивший один альбом в жанре экспериментальной музыки Tone Float в 1970 году. Примечательно, что в составе квинтета были двое будущих участников другого уже более успешного коллектива, на раннем этапе также игравшего краут-рок и внесшего неоценимый вклад в электронную музыку, а именно Kraftwerk. Это Ральф Хюттер и Флориан Шнайдер-Эслебен. Композиция группы Organisation под названием Ruckzuck затем войдет в первый альбом Kraftwerk.

Говоря о Kraftwerk, стоит отметить, что это пожалуй, самая известная группа из Германии эры краут-рока и экспериментальной музыки. Они как никто другой, способствовали развитию электронной музыки, активно используя машинальный роботоподобный ритм в своих композициях, задействуя современные технологии. Они повлияли не только на авангардную музыку, но и на так называемый электронный мейнстрим. Успех, в частности их коммерческого альбома Autobahn 1974 года выйдет за рамки Германии, заражая своим звучанием группы разного толка – от пост-панк коллективов до синти-попа и, наконец, техно-музыки конца 20 века. Переоценить их вклад невозможно. Да и сами участники группы поддерживали имидж этаких роботов за музыкальными приборами. Если бы не было Kraftwerk, то в 80-е гг. не было бы хита от англичан New Order Blue Monday, который в эру «новой волны» воспринимался не менее революционным, чем работы их «духовных учителей» из Германии.

Классический состав группы из Дюссельдора – Ральф Хюттер, Флориан Шнайдер, Вольфганг Флюр и Карл Бартос. В начале карьеры, в составе группы были будущие участники Neu! – Михаэль Ротер и Клаус Дингер.

Свой первый одноименный альбом коллектив выпустил в 1970 году. В него вошла вышеупомянутая композиция Ruckzuck. Альбом получился очень экспериментальным, навороченным в плане звуков и эффектов, а также экспериментов с темпом. Это еще мало похоже на классический Kraftwerk середины 70-х гг. Надо сказать, что тогда Kraftwerk представлял дуэт из Флориана Шнайдера и Ральфа Хюттера. Вторая пластинка группы Kraftwerk 2 вышла в 1972 году. Звучание у нее местами легкое, даже расслабляющее. Здесь присутствует флейта и скрипка, которые и обеспечивают пластинке эфемерную легкость. Дуэт также играется с темпом композиций. Также в номерах с альбома задействована электрогитара, добавляющая некую какофонию в умиротворение.

Их третий альбом Ralf and Florian 1973 года отличает мелодичность. Начинают доминировать синтезаторы. Дуэт задействовал такие синтезаторы, как Minimoog и EMS, на котором была выстроена басовая линия при помощь вокодера. В треке Ananas Symphonie ребята используют роботоподобный голос при помощи прототипа вокодера. Именно этот машинный голос и станет характерной чертой коллектива. Этот трек кстати нежно проникает в уши своим эфемерным и космическим звучанием – за счет "прохладного" звучания синтезатора и плавающего звука, а также за счет инъекции сторонних шумов, которые тут умело дополняют инструментал дуэта.

Продюсировал их ранние записи наряду с самими участниками коллектива и такой видный продюсер и звукоинженер Конни Планк. Он был продюсером многих краут-роковых коллективов – от Kraftwerk до Neu! Примечательно то, что до краут-рока он работал с немецкой певицей Марлен Дитрих.

продюсер Конни Планк
продюсер Конни Планк

У Kraftwerk была своя студия Kling Klang Studio, а также они записывались на студии Планка.

В 1974 году группа выпускает свой знаменитый альбом Autobahn, где участники группы выдают уже настоящий роботоподобный звук, подчеркнутый драммашинами, синтезаторами. В глаза бросается минимализм, монотонность и стилизация музыкальных электронных звуков под звуки улиц и дорог, как заглавный трек Autobahn, длящийся почти 23 минуты и звучащий как самое настоящее путешествие по длинной дороге. К группе присоединились Клаус Редер, гитарист и флейтист, а также Вольфганг Флюр на перкуссии. Эта пластинка - настоящее сердце электронной музыки.

Далее группа продолжит выпускать пластинки - Trans Europa Express (1977), Die Mensch-Maschine (1978) и т.д. Их работы будут посвящены научно-техническому прогрессу, они будут и дальше экспериментировать. В группе будут новые участники.. В конце нулевых группу покинул старожила коллектива Флориан Шнайдер (на его место пришел Штефан Праффе, видеоинженер). Поклонникам они будут обещать новый альбом, выступят в Музее современного искусства в Нью-Йорке и прочее. Путь группы долог и извилист. Свою лепту в электронную музыку они внесли сполна.

-7

Вообщем, это была вторая часть о музыке из Германии. В ближайшее время опубликую третью часть. (продолжение следует)