Швейцарский психолог Жан Пиаже создал теорию стадий когнитивного развития, которая основывается на самой природе знаний: как человек приходит к их приобретению, конструированию и использованию.
Он считал, что причина ошибок, которые допускают дети, не в недостатке интеллекта, а в его качестве. Пиаже предложил 4 этапа периодизации развития ребёнка. В данной статье мы подробно рассмотрим два из них в рамках дошкольного возраста.
Подробнее о стадиях развития ребёнка дошкольного возраста расскажет Светлана Юрьевна - нейропсихолог, логопед, автор курса "Нейрочтение" ДоШколы 3 медведя.
Жан Пиаже считал, что, когда ребёнок рождается, его схемы функционируют изолированно друг от друга, а по мере его развития начинают соединяться и выстраиваться в единую систему, которая представляет собой интеллект.
0-2 года "Сенсомоторная стадия"
В этот период малыш впервые открывает окружающий мир. Он щупает, трогает, хватает, бросает, пробует. Таким образом, он начинает видеть связь между своими действиями и их последствиями.
К году ребенок уже понимает слово «нельзя» и более десятка других слов.
1 месяц – врожденные рефлексы - сосание и хватание.
1 – 4 месяца – моторные навыки – сосательные и хватательные движения приобретают уже более осознанный характер, например, при виде бутылочки. Формируются первые условные рефлексы.
4 – 8 месяцев - циркулярные реакции – ребенок тянет за верёвочку погремушку, чтобы она издала звук. Это уже целенаправленное поведение – повторение последствий от действия, реакция заканчивается при достижении цели.
8 – 12 месяцев – координация средств и целей (или вторичные циркулярные реакции). Сложное действие не просто завершается достижением цели, а становится целенаправленным – действия ребёнка скоординированы для достижения цели.
В 9 месяцев ребёнок уже отзывается на свое имя.
12 - 18 месяцев – открытие новых средств достижения цели (или третичные циркулярные реакции). Самый распространенный пример такого поведения – выбрасывание игрушек из коляски – ребёнку интересно посмотреть на реакцию родителей и проследить за движением игрушки.
18 – 24 месяца – изобретение новых средств достижения цели (или репрезентация) в результате эксперимента. Если раньше ребенок методом проб и ошибок достигал цели, то теперь он может комбинировать с помощью дедукции различные схемы действий и приходить таким образом к правильному решению. Младенец приобретает чувство постоянства объекта.
Это завершающий период сенсомоторной стадии.
2-7 лет "Предоперационная стадия"
На этой стадии дети учатся использовать объекты и представлять их с помощью рисунков и выражать в словах. Ребенок формирует собственные суждения, но его размышления эгоцентричны – ему трудно прислушиваться к мнению других.
Особенностью этой стадии является мышление с помощью представлений.
Образное мышление при недостаточном словесном мышлении представляет собой то, что называют «детской логикой» - ребенок еще не способен к доказательному размышлению, его рассуждения не такие, как у взрослых. Например, дошкольникам показывали два одинаковых шара из глины, затем один из шариков раскатывали в колбаску и спрашивали детей: одинаковое ли количество глины в шаре и в колбаске, – дети отвечали, что в колбаске больше глины, потому что она длиннее. Выводом такого эксперимента является то, что ребенок в этом возрасте ориентируется только на внешние признаки объектов.
2-4 года - Символическая стадия
На этой стадии у ребенка развиваются символические функции. Обычно это происходит в виде игры, в которой один предмет заменятся на другой, например, шишка превращается в машинку или в куклу. Ребёнок играет понарошку, слово может заменять объекты и действия, которых нет.
Это важный этап для формирования рассуждений, так как ребенок учится что-либо делать в уме.
5-7 лет - Интуитивная стадия
В этом возрасте дети особенно любопытны: задают множество вопросов обо всём на свете. У них появляется интерес к рассуждениям. Дети начинают осознавать, что обладают большим объёмом знаний, но еще не понимают, откуда они это узнали. Ребёнок уже способен строить свои умозаключения, но они отличаются от логики взрослого, так как ребёнок эгоцентричен и ему сложно увидеть разные аспекты ситуации – он сосредоточен на одной стороне задачи.
Систему периодизации интеллекта Пиаже в дальнейшем не раз дорабатывали и совершенствовали. Были и такие ученые, которые оспаривали теорию. Но сам Жан Пиаже отмечал, что развитие интеллекта не всегда происходит так гладко, как описывает его периодизация. Следует помнить, что каждый ребёнок - это уникальная личность со своими особенностями, но основы теории по-прежнему стоят в основе педагогики и детской психологии.
Мы в ДоШколе 3 медведя уделяем особое внимание особенностям интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста и учитываем их при создании методики для каждого возраста ребёнка. Поэтому, например, задания на интеллектуальное развитие при одной и той же программе чтения будут отличаться для ребенка 4 лет и 5-6 лет. Так мы обеспечиваем бережное развитие интеллекта ребёнка и повышаем когнитивные способности, свойственные его возрасту.
❗В ДоШколе 3 медведя открыта запись на бесплатную диагностику, на которой родители смогут познакомить ребенка с педагогами и методикой, оценить уровень развития компетенций дошкольника или младшего школьника.
+79919810020
Больше важной информации в полезном Телеграм-канале для родителей
Больше интересных заданий в Базе заданий для дошкольников и младших школьников
Больше о ДоШколе 3 медведя на нашем сайте
@happyparents @deti.mail.ru @roditeli @ushlavdekret @mamsky_blog @ya_roditel @mylilbaby @waman @nashideti