14 января в соцсетях начали активно публиковать информацию о якобы сбитии двух российских самолетов, а именно Ил-22 (командный центр) и А-50 (летающий радар). Причем до сих пор эта история не получила официальной огласки. В Кремле заявили о том, что ничего не слышали об инциденте и попросили обратиться в МО РФ.
Вечером того же дня ситуация начала проясняться, хотя остается еще много вопросов без ответов. Минобороны РФ не дает официальных комментариев, а информация в сети является очень противоречивой.
Что могло произойти с самолетами А-50 и Ил-22
Напомню, что изначально об ударах по российской авиации заговорили в украинском сегменте интернета. Разумеется, пользовали рунета тут же опровергли сообщения о сбитии двух стратегических бортов. Ситуация начала проясняться ближе к обеду 14 января, когда целый ряд известных военкоров косвенно подтвердили трагедию.
Стоит отметить, что вечером 14 января появились фотографии с задним оперением Ил-22. Командный самолет явно получил серьезные повреждения, а пилотам чудом удалось посадить военный борт в гражданском аэропорту. Кроме слухов без доказательств, никакой информации не поступало.
И если Ил-22 действительно удалось посадить, то по А-50 до сих пор остаются вопросы. Никто не может подтвердить или опровергнуть потерю радиолокационного самолета. Причем эта «птичка» является наиболее важной в условиях проведения СВО. Наверное, даже важнее чем стратегические Т-95, который пускают ракеты по координатам А-50.
А-50 относится к редкой версии самолета дальнего радиолокационного обнаружения. На борту летающего радара находится уникальные системы, способные выявлять цели в радиусе до 600-800 километров на территории противника.
Судя по всему, официальной информации по инциденту не будет, поэтому попробует разобраться, почему так важно сохранить оставшиеся образцы техники.
А-50 – больше, чем просто самолет разведки
В 70-годах прошлого века стало понятно, что СССР нужно разрабатывать собственные летающие радары по аналогии с американской техникой. США уже тогда активно использовали самолеты ДРЛО для обнаружения скрытых целей на территории Союза.
Первые образцы техники были собраны на базе транспортника Ил-75. По сути, разработчики поставили на крышу огромного транспортного самолета дальнобойный радар, способный пеленговать любые наземные и воздушные цели. Разумеется, со временем оставшиеся после СССР образцы А-50 модернизировали, установили новые системы разведки и радиоэлектронной борьбы.
Всего было построено не больше 30 моделей А-50 на базе Ил-76. Больше и не нужно, так как каждый экземпляр является по-своему уникальными и стоит огромных денег за счет установленной аппаратуры.
После распада СССР часть летающих радаров остались на территории стран СНГ, а какие-то были уничтожены. В итоге российская армия получила всего 6 модернизированных А-50У. При этом военные эксперты еще тогда считали, что это минимальное количество.
А-50У способны не только контролировать общую обстановку на фронте, но и отслеживать различные цели:
· Крылатые ракеты – до 200-250 км.
· Баллистические ракеты – до 800 км.
· Истребители – до 300 км.
· Бомбардировщики – до 650 км.
Касательно наземных целей, информация довольно скудная. В открытых источниках пишут, что А-50У способен пеленговать ЗРК на расстоянии до 300 км. Если речь идет о крупной наземной цели (танковый батальон), то до 250 км.
То есть машина не просто полезная, а очень нужная в условиях проведения СВО. Ранее этот самолет использовали для наведения ракет, в том числе крылатых и баллистических по территории Украины.
Можно ли чем-то заменить А-50У?
На самом деле замена готовится уже давно. Все же А-50 на базе советских Ил-76 несколько устарели, поэтому разработчики планировали ввести в строй новую модель А-100 «Премьер». Мы уже обсуждали этот самолет ДРЛО в предыдущих статьях. Правда, тут нужно оговориться, что А-100 еще проходит испытания и вряд ли будет готов в 2024 году.
Первый полет А-100 совершил еще пять лет назад, но после 2022 года начались проблемы. Дело в том, что разработчики использовали электронику западного образца. Проще говоря, купили какие-то микросхемы, после чего западные страны наложили санкции. В итоге самолет остался стоять в ангаре, а сборка электронной базы затянулась на неопределенное время.
А-100 имеет отличные ТТХ, но только на бумаге. Ранее его никто не тестировал в реальных боевых действиях. Кроме того, российской армии нужно минимум 5 таких бортов, чтобы эффективно решать все поставленные задачи.
Самое печальное в том, что выпуск А-100 в серию начали откладывать на 2027 год, а сейчас речь уже идет о 2030 году.
Выводы очевидны даже для людей, далеких от военного дела. Нам ни в коем случае нельзя терять действующие А-50У. Эти самолеты являются «глазами» и «ушами» современной разведки. И не забываем, что страны НАТО ежедневно проводят радиолокационную разведку на базе E-3 Sentry и БПЛА RQ-4 Global Hawk.