Больше всего Наталья (имена героинь изменены) радовалась, когда ей звонил кто-то из бывших коллег. Рассказывал, как дела на работе, делился новостями, спрашивал ее о здоровье. В такие минуты женщина чувствовала себя нужной, даже боль отступала, появлялся интерес к жизни… К сожалению, случалось теперь такое все реже и реже. А в последнее время, как любит говорить молодежь, — примерно никогда. И Наталью это печалило.
Она родилась и выросла в соседнем сибирском городе в большой семье — шесть братьев и сестер. Получила два высших образования, переехала в Омск, устроилась на престижную работу. Личная жизнь у Натальи не складывалась. Зато карьера складывалась отлично: целеустремленная, ответственная, без вредных привычек, она много времени отдавала работе, за что ее ценили. Постепенно дослужилась до руководящей должности в крупном госучреждении. И вот, жизнь налажена, и быт устроен, и вроде бы все хорошо. Но не все.
Однажды во время диспансеризации у Натальи обнаружили опухоль. Врачи сказали, что все шансы на выздоровление есть: во-первых, пациентка достаточно молодая — Наталье тогда еще и 50 лет не было, во-вторых, эта форма рака успешно лечится. Сначала была операция, потом несколько курсов химиотерапии.
«Она скрывала от нас диагноз, — вспоминала позже младшая сестра Ирина. — Надевала парик, когда фотографировалась, было незаметно. Ни слова о лечении, о болезни. Может быть, стеснялась, боялась, что будем ее жалеть. А может, нас всех берегла, не хотела огорчать».
Прогнозы оправдались: Наталья вышла в ремиссию и на шесть с лишним лет забыла о болезни. Вернулась к работе, ездила в родной город, чтобы навестить близких, строила серьезные отношения с мужчиной.
И вот, спустя шесть с половиной лет у нее случилось кровотечение. Появились боли. Обследование выявило рецидив с метастазами в малом тазу, печени, легких. В этот раз доктора оптимистических прогнозов не делали, да и Наталья чувствовала, что все иначе. Пришлось попрощаться с коллегами, уйти с любимой работы. А мужчина ушел от Натальи, как только узнал о диагнозе. Она осталась одна.
Наталья больше не стала скрываться и рассказала все Ирине — с младшей сестрой они были в самых близких отношениях, несмотря на то, что жили на расстоянии почти тысячи километров. Долго решали, как быть. В Омске у Натальи никого. Бывшие коллеги, узнав о заболевании, постепенно самоудалились из ее жизни. Оставался один вариант: возвращаться в родной город, к сестре и ее семье.
С каждым днем она чувствовала себя все хуже: с трудом передвигалась по квартире, не могла выполнять обычную домашнюю рутину, даже мусор вынести — сил не было. Задыхалась, поэтому стала пользоваться кислородным концентратором. Мучили боли. Раз в неделю к ней приезжала единственная оставшаяся подруга, чтобы приготовить еды и помочь по дому. Ирина начала искать для сестры профессиональной помощи в Омске и обратилась в фонд «Обнимая небо».
Паллиативный врач фонда Регина Владимировна побывала у Натальи, назначила обезболивание и рекомендовала обратиться в хоспис — чтобы получить полноценный уход, питание, обезболивание. Наталью эта идея как будто вдохновила. Она решилась, наконец, уехать к сестре, и надеялась, что в хосписе она наберется сил для переезда.
«Пока Наталья ждала госпитализации в хоспис, волонтеры приезжали к ней, — рассказывает координатор волонтеров фонда Евгения Коваленко. — Ходили в аптеку за лекарствами, помогали по дому, выносили мусор. Когда был назначен день госпитализации, мы договорились, что будем с ней: отвезем бесплатно на такси, поможем донести сумку с вещами и кислородный концентратор. Она очень переживала. Мы созванивались, я ее просила: держитесь, дотяните до завтра, завтра едем в хоспис».
Каждый день по телефону мы рассказывали Ирине о состоянии Натальи. Она поняла, что счет идет на дни и с сестрой она может просто не успеть попрощаться. Поэтому отпросилась с работы, взяла билет и помчала в Омск.
Ее поезд прибыл на вокзал в 15 часов. Еще примерно час ушел на дорогу до дома Натальи. Ирина долго жала на звонок, пока старшая сестра добралась до двери, открыла. Обнялись, что-то говорили друг другу, плакали. Ирина довела Наталью до постели, помогла лечь. Когда через несколько минут вернулась в спальню, Наталья лежала на боку лицом к стене и глубоко дышала. Устала, отдыхает, — подумала Ирина и не стала ее беспокоить.
Время шло, Наталья так и лежала, отвернувшись, на слова не реагировала. Около 18 часов Ирина вызвала «скорую», которая зафиксировала смерть сестры.
По воле Натальи ее тело кремировали в Новосибирске. Через несколько дней Ирина попросила волонтеров помочь разобрать вещи в квартире сестры. На кухне обнаружился значительный запас продуктов — макароны, крупы, мука. Все с хорошим сроком годности, поэтому их передали в службу милосердия для нуждающихся. Но самый большой сюрприз преподнес обычный шкаф. В нем волонтеры обнаружили много абсолютно новых вещей. Возможно, Наталья ждала праздника или «круглой» даты, чтобы «выгулять» модельное платье. Берегла свежую блузку на особый случай. А они так и остались в шкафу — с бирками, некоторые в упаковках.
Часть вещей Ирина тоже отдала нуждающимся, а несколько забрала с собой — в память о сестре, которой она успела сказать самое главное.
***
Спасибо, что дочитали до конца. Сотрудники фонда «Обнимая небо» и волонтеры безвозмездно помогают неизлечимо больным людям и их семьям в сложных жизненных ситуациях. Поддержите работу команды фонда, оформив любое пожертвование на сайте «Обнимая небо». Так вы поможете паллитивным больным прожить каждый день достойно и без боли.