Найти тему

Эммануэлевский парк в Пятигорске - к истории европейской традиции создания тематических парков

Автор: Соснина Екатерина Леонидовна, кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова

В прошлом году Национальному парку «Кисловодский» исполнилось два века. Парк является подлинным лечебным дендрарием под открытым небом и, бесспорно, шедевром садово-паркового искусства, в формировании которого принимали участие лучшие умы своего времени.

Больше об архитектуре и планировке Национального парка "Кисловодский" читайте в нашей статье "Архитектура счастья": https://dzen.ru/a/Y3eH7bM3yA6rGN1n?share_to=link

Сегодня предлагаем вам познакомиться с традициями ландшафтной архитектуры КМВ на примере одного из наших ближайших соседов – Эммануэлевского парка в Пятигорске. Вас ждет путешествие по главным паркам Европы, особый символизм, отсылки к мифологии и бесконечный поток вдохновения!

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

«Эммануэлевский парк, как известно, располагался на Михайловской горе и на примыкавших к ней отрогах горы Машук. Автор его проекта - архитектор Джузеппе Бернардацци, а само создание парка длилось с 1828 по 1830 год. Это был один из самых старых парков курортного города Пятигорска. Начало его строительству положил знаменитый генерал Георгий Арсеньевич Эммануэль, - отсюда и на звание этого места. Парк представлял собой классический утончённый английский стиль с большим количеством гротов и беседок, устроенный гениальным архитектором. Парк удивлял своими формами. Дело в том, что если посмотреть на него с высоты, нельзя заметить никакой симметрии или прямых линий.

В этом и состояла уникальность этого места, в его, так сказать, неправильной геометрии. Ещё одна необычность планировки парка состояла в том, что любая неровность или возвышенность не расценивались как препятствие, а напротив, использовались в декоративных целях. Так, например, на естественной скале, продуваемой ветрами, была установлена легендарная беседка Эола. Она являлась одним из украшений парка. Названа она в честь бога Эола из античной мифологии, повелителя ветров. Интересно, что древние римляне считали, что все места имели опекуна - своего духа. Ландшафтная архитектура широко использует эту идею. Вероятно, заметив, что здесь находится скала, почти всегда продуваемая ветром, Бернардацци решают построить на высшей точке Михайловского отрога Машука малую архитектурную форму, связанную с именем Эола, делая акцент на классическое наследие.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Если искать аналоги этому сооружению, следует вспомнить, прежде всего, Храм Эола или Башню ветров, находящийся неподалёку от известной Римской Агоры (рыночной площади, являвшейся местом общегражданских собраний) в Афинах. Имеется Храм Эола и в Латвии, в городе Алуксне. В былые времена у потолка этого сооружения висели арфы, звучавшие от порывов ветра, а на постаменте стояло изображение Эола.

Как и во всех пластах культуры, ландшафтная архитектура XVIII-XIX столетий ярко отразила обращение к античности. В архитектуре - это классический ордер, круглый план колонны, которые служат опорой - всё как в древности. И всё-таки это была всего лишь модель античного храма, его воспроизведение ею.

Если коснуться темы о прообразах-архетипах, вдохновивших Бернардацци, то ими могут быть только античная история и античный миф. Духовная жизнь современников Бернардацци должна была протекать в пространстве античного образа. Для этого создатели подобных парков искали топографические аналогии, которые бы выглядели и правдоподобно, и сказочно. На склонах Машука эти аналогии были налицо, и их немедленно заметили Бернардацци. Здесь была высокая скала, продуваемая ветрами, под ней естественная пещера (по-итальянски - грот). А из-под камней повсюду струились источники минеральной воды, наполняя воздух влажными испарениями, превращавшимися в частые утренние и вечерние туманы.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Братья Бернардацци, собственно, и строили изначально павильон в стиле круглого античного храма. Интересно, что именно как «маленький храм» упоминает беседку современница М.Ю.Лермонтова Адель Оммер де Гелль - жена известного французского геолога Ксавье Оммера, поэтесса, писательница, путешественница.

Понятие «маленького храма» (petittemple) прочно вошло в историю европейской архитектуры. Его использовали и строители беседки Эола в Пятигорске. Вначале в центре павильона собирались установить статую Эола, как в Алуксне. Но в те годы в Европе были также популярны для установки воздушные арфы, и главный доктор Вод Фёдор Петрович Конради предложил этот вариант, мотивируя это положительным влиянием на состояние здоровья посетителей. Наверное, он немного слукавил, так как его предложение, скорее всего, было вызвано любовью к музыке со стороны самого доктора. Помимо этого, история утверждает, что исполнению пожелания главного доктора КМВ способствовало замужество его дочки Вильгельмины с одним из братьев-архитекторов.

Кстати, в 1831 году в Пятигорске у архитектора Иосифа (Джузеппе) Карловича Бернардации и Вильгельмины родился сын Александр, который тоже стал талантливым архитектором. Прежде чем быть главным городским архитектором Одессы, где он построил множество административных зданий, ещё в 25-летнем возрасте он работал главным архитектором Кишинёва. Так же, как его отец когда-то в Пятигорске, он занимался трассированием и мощением улиц, в 1850-60-х годах, проектировал и строил городской водопровод, разглядел и оценил красоту солнечного ракушечника, превратив с его помощью Кишинёв в белый город в кружеве платановых аллей, лип и тополей. Каждое здание, построенное Александром Бернардацци, отмечено сегодня мемориальной доской. Он также участвовал в благоустройстве городского парка (сейчас парк «Штефан чел Маре» одного из старейших памятников пейзажной архитектуры в Бессарабии), превратив его в волшебное место, где не замечаешь бег времени, где погружаешься в созерцательное и упоительное состояние. То есть, и здесь мы имеем дело с западноевропейской традицией создания романтического парка, продолженной сыном Бернардацци.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

К сожалению, в наши дни нередко встречаются несколько упрощённые суждения по поводу интерпретации как по поводу создания романтического парка, так и по поводу постройки беседки «Эолова арфа». Так, например, C. В. Боглачёв пишет в своей книге «Архитектура старого Пятигорска», вышедшей в свет в Пятигорском издательстве «Снег» в 2007 году: «В начале 1830 г. архитектор Джузеппе Бернардацци сделал проект «Греческой беседки Эола» в модном тогда стиле античных храмов. Его прообразом ста павильон «Храм Эола» знаменитого английского архитектора В. Чемберса, построенный в парке Кью под Лондоном». Нам кажутся такие аналогии не совсем оправданными.

Уильям Чемберс действительно воздвиг несколько садовых сооружений в королевском парке Кью, беспорядочно и довольно безвкусно подражая Китаю, прочим странам и эпохам. С пагодой (1762) и «обиталищем Конфуция» там уживались храмы Солнца, Беллоны, Пана, Эола, мечеть, руины готической церкви и др. Когда новый владелец сада Георг III замыслил его перепланировку, для этой работы он пригласил Ланселота Брауна, избавившего Кью от большей части сооружений Чемберса. Отметим также, что Чемберс изначально даже не старался найти топографические аналогии для того, чтобы «вписать» тот или иной античный образ. Павильон «Храм Эола» Уильяма Чемберса в парке Кью можно сравнить с одним из тривиальных павильонов в курортной зоне Пятигорска, но не с гениально спроектированной «Эоловой арфой».

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Интересно сравнить в этом плане Эммануэлевский парк, безусловно выполненный в соответствии с западноевропейской традицией, с Парком Бют-Шомон с бельведером Сивиллы (в Париже его также называют «Маленький храм»), расположенном в 19 округе Парижа и занимающим площадь в 25 гектаров. Его по праву называют «Легендарный Рай». Это один из красивейших зелёных уголков Парижа.

Здесь можно отметить и такую важную аналогию, пришедшую из античной культуры, как наличие скалы (холма Славы, Храмовой горы), грота (пещеры) - в пещере жила прорицательница Сивилла; в пещере Эол держал свои непокорные ветры, пещера также является своеобразным «туннелем», соединяющим в сознании людей со времён античной традиции два мира: мир живых и мир мёртвых. Поэтому места эти небезопасны, но в то же время притягательны. Эта смысловая семантика особенно ярко выражена в ландшафтной архитектуре Пятигорска в Эммануэлевском парке и Парижа в Бют-Шомон. При этом отметим, что в Пятигорске этот символический образ ландшафтной архитектуры появился благодаря братьям Бернардацци более чем на 30 лет раньше, чем в Париже!

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Кроме того, Храм Сивиллы возвращает нас к событиям, описанным в античном мифе об Энее. Это тоже точка сближения с пятигорским храмом Эола. Саму же Эолову арфу можно считать символом всей мистической устремлённости романтизма, его дерзкого порыва к запредельному. Причём, романтизм находит своё воплощение не столько через памятники архитектуры, сколько, прежде всего, через пейзажное пространство, на котором располагаются эти памятники.

Говоря о более поздних обращениях к античным образам и романтизму в ландшафтной архитектуре, вспомним местечко Сайприс-Гарденс в США. Это обособленная местность, расположенная в округе Полк (штат Флорида), где находится ботанический сад, основанный Диком Поупом и его супругой Джулией. Он открыл свои двери посетителям 2 января 1936 года. Вскоре сад-парк стал одной из главных достопримечательностей Флориды. Для привлечения посетителей по аллеям сада прохаживались молодые дамы, одетые в кринолины. Парк посещали многие знаменитости, в том числе Элвис Пресли, король Иордании Хусейн и многие другие. Но впоследствии из-за финансовых трудностей и невозможности содержать тематический парк он был закрыт. Однако всё же ботанический сад был восстановлен в первозданном виде, были реконструированы газоны и аллеи парка. 15 октября 2011 года обновлённый Сайпрес-Гарденс, в составе тематического парка Леголэнд Флорида, снова распахнул свои двери посетителям. Кроме мини-садиков всех стран и эпох, он имеет также в своём ландшафте малую архитектурную форму, напоминающую своими очертаниями круглый античный храм. Таким образом, романтическая традиция в мировой ландшафтной архитектуре продолжает своё существование уже в наше время. Недавно в Пятигорске были проведены восстановительные работы, и посетители Кавказских Минеральных Вод теперь могут увидеть легендарный Эммануелевский парк во всей красе.»

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Мы надеемся, что теперь вы взглянете на архитектуру и планировку парков КМВ другими глазами. Оцените всю глубину замысла и проработки. Помните, что здесь каждый камень имеет значение и каждое дерево свою историю!