Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Архетипические истоки эмиграции

Архетипические истоки эмиграции. Какие общие тенденции проживает человек, который переехал в другую страну? В этой статье поговорим про Энеиду, побег из разрушенного города и основание новой жизни.

Иногда нам кажется, что в новой стране достаточно пройти формальные этапы интеграции (язык, работа, квартира, хобби, и пр.), и что в этом месте формируется новая идентичность. Однако опыт многих показывает, что в этом месте все только начинается. Душа начинает работу, важно переработать то прошлое, от которого человек постарался уйти, залечить старые раны, интегрировать теневое, соединиться со своей творческой энергией, оставить ложные иллюзии, связать прошлое и настоящее, обрести союзников, и уже в этом месте строить хорошее будущее.

На конференции МААП Роберт Тимински приводил Энея как праобраз эмигранта, мне так понравилось, что я начала размышлять, как это символически про современных релоцирующихся, и решила поделиться с вами.

Эней решил вытащить греков из Трои после того, как город был захвачен и разрушен. Несколько лет он скитался с этими людьми, пока не осел на Сицилии. Позже он и его потомки основали Рим.

Что мы видим здесь? Люди бегут от разрушения, кто-то в прямом, кто-то в переносном смысле. Иногда под разрушением может подразумеваться опыт несчастливой любви, конфликт с родителями, ощущение себя непринятым и непонятым. Это может быть даже глубоко забытой травмой, в результате которой у человека бессознательно создаётся образ далёкого края, где все будет иначе, и где этой травмы нет. Люди, которые покидают родную страну, обычно внятно и логично объясняют почему они так делают, и по каким критериям выбирают новую страну для проживания. Однако бессознательно за этим стоят и внутренние причины, которые сложно объяснить. Если начать исследовать образ, от которого человек уходит, и куда он движется, можно прийти к интересным выводам.

В Энеиде рассказывается о вертикали поколений. Эней бежал с отцом и сыном.

Здесь можно думать о том, как в момент эмиграции соединяются прошлое (отец), настоящее (Эней) и будущее (сын). Часто истории людей про их эмиграцию связаны с опытом семьи, старших поколений, которым, возможно, пришлось не раз менять место жительства, даже, если это было и внутри одной страны. Кто-то несёт с собой опыт поколений, где были ссылки, гонения, войны, поиск заработка. Это даёт некий посыл в будущее поколение. И мы бессознательно это воспроизводим.

У берегов Фракии Эней надеялся найти приют у местного царя, царь отправил к Энею царевича с золотом. Однако потом он узнал о гибели Трои и приказал убить царевича и забрать золото.

В новой стране обнажается старая травма, рана, возможно, наши комплексы. И тогда что-то не получается так, как хотелось бы, и мы сталкиваемся с фрустрацией. Это может нами восприниматься, как обман и предательство. Ведь бессознательное видело образ спасения от ран в новом месте, а оказалось, что от собственных ран не убежать.

Позже Эней получил от Аполлона прорицание плыть в Италию, но по ошибке он приплыл на Крит. Затем обнаружил ошибку и поплыл дальше.

Здесь мы видим, как легко потеряться, принять неподходящее за подходящее, и как важно вовремя признать свою ошибку. Апполон - бог Солнца, воплощение логики, стройности, красоты, четкости. Иногда мы пытаемся следовать апполоническому принципу, то есть делать все четко, 'как все', по шагам. В этот момент можно перестать слышать себя и свою интуицию. Здесь важен баланс: контакт с новыми правилами, усилие и усердие, но также и контакт с собой. Этот эпизод говорит нам, как важно уметь вовремя уйти, если поняли, что путь не ваш

Во время скитаний Энея его отец умирает.

Мы можем видеть здесь символический отрыв, сепарацию от прошлого.

Наконец, Эней как будто перестает скитаться. Он спускается в подземный мир и получает послание от тени умершего отца, таким образом он узнает, что ему предначертано основать Рим.

В начале нашего пребывания в новой стране мы находимся в активном поиске, действуем, воплощая героический миф, преодолевая себя. Затем, в какой-то момент приходится погрузиться внутрь и прислушаться к себе. Для кого-то этот период будет протекать естественно, у других он будет проживаться, как время упадка и депрессии. Однако в нем можно и нужно найти что-то важное для себя. Это не станет панацеей, но это будет верным направлением.

Есть также интересный эпизод, в котором Юнона обрушила ненависть на троянцев в лице Энея и его спутников. По ее просьбе бог ветров Эол вызвал шторм. Венера обратилась к богу морей Нептуну, который утихомирил море. Эней с уцелевшими троянцами оказался у берегов Африки, где встретил царицу Дидону и влюбился.

Здесь мы можем видеть, как та самая старая рана, от которой человек бежал, вновь настигла его, и теперь поднимаются чувства, сильные, словно стихия, способная потопить. Я часто слышу про тревогу, которая накрывает эмигрантов. Иногда им кажется, что весь мир настроен против них, что обстоятельства словно нападают на них. В эти моменты сложно рассуждать логически и предпринимать разумные действия. Нужно большое усилие, чтобы справиться с этими чувствами, найти устойчивость и равновесие.

Встреча с Анимой, с душой - необходимый этап на пути индивидуации, если говорить юнгианским языком. Для женщин - это встреча с Анимусом, с внутренним мужчиной. Это не только про то, как хочется в другой стране обрести любовь. На глубинном уровне это про встречу с тенью, с бессознательным, про встречу с собственной творческой энергией, с внутренним проводником. Любовь, сама по себе, - не является решением всех проблем, и не является точкой в этой истории. Об этом нам повествует следующий эпизод.

Энею придется покинуть возлюбленную Дидону, чтобы продолжить путь, в результате чего она покончит с собой.

Здесь мы видим пример того, как иногда кажется, что все позади, что та самая встреча состоялась и путь пройден. Кажется, что мы нашли что-то очень важное. Но в глубине души остаётся желание продолжить путь, ощущение, что это ещё не конец. Роберт Тимински сказал такую фразу, что эмигрант редко бывает доволен потому, что ему всегда кажется, что где-то ещё будут более подходящие условия. Нужно сделать большое усилие над собой, чтобы завершить миграцию и осесть где-нибудь. Смерть Дидоны можно символически увидеть, как прощание с важным сюжетом своей жизни уже на новом месте.

-2

Эней получил согласие богов основать Рим. Перед этим у него состоялся бой с Турном. Эней хотел, чтобы троянцы с итальянцами ассимилировались в один народ. Он выиграл бой, на заканчивается Энеида.

Здесь мы видим, что душа эмигранта прошла самые важные этапы. Осталось лишь сделать последнее усилие: начать формировать новую идентичность. Троянцы, как символ прошлой идентичности, должны перемешаться с итальянцами, как с символом новой идентичности. В результате чего появится нечто третье, что и станет будущим. Салман Ахтар, американский психоаналитик, вводит такой термин "Третья идентичность", когда говорит об эмиграции, как раз описывая то, как важно переработать внутри прошлое и настоящее, формируя новое, третье.

-3

Если тема эмиграции для вас важна, вы в другой стране и хотите лучше разобраться в себе, присоединяйтесь к группе на Фейсбук: 'Символы эмиграции'.

Автор: Ярвинен Юлия Михайловна
Специалист (психолог)

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru