Первая игровая статья в 2024 году! Да, уже была парочка, про комикс и про внезапное телевизионное аниме, теперь и про видеоигры вновь поговорим. И раз уж я закончил прошлый год в этом плане постом про игру для PC-98, то тогда в этом году, пожалуй, игрой для PC-98 начну.
Разработанная компанией C-Lab в 1993 году Rusty (кроме которой С-Lab ничем и не прославилась) является чистейшим клоном Castlevania. Причем именно самых первых частей. Игра не стала серией (да и вряд ли претендовала на это), о судьбе C-Lab после 2002 года вообще ничего неизвестно, что вообще с торговой маркой на данный момент — также неясно.
Но перейдем к самой игре. Сперва я скажу о сюжете. Который здесь является... ну, да, на уровне той же Castlevania, во всяком случае, первой игры серии (да и любимейшей мной Rondo of Blood тоже, если быть честным). На последнюю даже больше походит, но вышли они в один год (упомянутый 1993 год), так что вряд ли C-Lab подсматривала у более именитой Konami. Так вот, сюжет. Есть некая странствующая охотница на вампиров по имени Расти Спринкул, которая приходит в деревню, в которой похищены местные девушки, разумеется, для проведения ритуала, чтобы придать сил и воскресить главу местной нечисти. Отвечая на вопрос мальчика о том, что она сильная и награды ей не надо, зеленовласая охотница на нечисть в бронебоди и с кнутом, которая вообще никак не похожа на БДСМ-любительницу, отправиться в путь, сложный путь на 10 уровней.
Сложный, правда, во-многом, не по причине честной сложности, когда игра продумана, паттерны противников отточены, а геймдизайн проработан таким образом, что грамотное ему следование (за счет скилла, в том числе) является ключом к прохождению — это одно дело. Rusty же сложна другими моментами. Во-первых, стоит в очередной раз отметить, что это клон Castlevania. Геймплейно в частности. Во-первых, да, у нас имеется боевка кнутом, имеется дополнительное оружие (правда, реализованное не очень, в сравнении с Castlevania, вернее, набрать для него маны будет существенно трудней); у нас есть таймер, который в Castlevania был тоже, но как-то особо погоды не делал и не особо на него кто-то обращал внимание. А вот в Rusty он делает очень даже больно.
Дело в том, что в Rusty решили добавить элемент головоломки и исследования уровня в поисках предметов. Да, нечто подобное есть в игре Vampire Killer для MSX2 (версия первой Cstlevania, эксклюзивно переработанная геймплейно под этот компьютер), но тут это проще по сути, но сложней для игрока. Нужно искать четыре вида ключей для открытия как важных для дальнейшего продвижения по уровню дверей, так и не особо важных. Ключи четырех видов, которые соответствуют классическим карточным мастям (трефы, червы, пики, бубны). Проблемы здесь две: во-первых, не всегда понятно, где именно нужно активировать порой скрытые статуи, в которых порой скрываются данные ключи. Нет, по мере прохождения (и вообще наличия игрового опыта) будет понятно, какие участки являются подозрительными, но иногда потупить придется. вторая проблема заключается в таймере. Учитывая дерганность игры (об этом еще чуть позже поговорим), респаун врагов и не самое прощающее (после первых трех уровней точно) ошибки построение уровней — таймер будет одни из главных врагов в игре. Можно, например, не справившись с платформой, свалиться вниз, и Вы уже точно не успеете пройти уровень без Time Up и минус одной жизни. А учитывая, платформы двигаются (там, где это есть), своеобразно, непонятно по каким алгоритмам, то... страдать придется очень долго!
Кроме того, нужно учитывать то, что PC-98 работает и как платформа для видеоигр, а не только под разработку, творчество и прочие бизнес-задачи. Но вот PC-игры тех лет в производительности и прочим качествам уступали не то, что аркадам, но и домашним консолям. Поэтому дерганность анимаций, не самая плавная динамика, не самая высокая частота кадров на фоне многих консольных игр. Это тоже добавляет сложности игры, где хитбоксы, реакция и уверенное ощущение уверенности в управлении играет большую роль (это не визуальная новелла и даже не тактика, а все-таки сайдскроллер), который даже без всех этих недостатков платформы (ну, и не самого большого опыта C-Lab, как мне представляется).
Да, учитываем оригинальное управление. На клавиши Z, X назначение прыжков, ударов людям, игравшим на эмуляторах, особенно, Famicom/Super Famicom/Mega Drive. Но вот управление персонажем вместо привычных стрелок (на WASD при Z, X не поиграть), у нас управление на Num-часть клавиатуры. Возможно, для японцев это было как раз свое удобство именно в таком управлении (поиграю в больше игр на PC-98 — узнаю лучше, но с инвертированием камеры у них точно ситуация обратная: что у нас инверсия, то у них — норма, и наоборот), но вот я привыкал долго. Эмулятор PC-98, на котором я играл, не позволяет изменять управление (или я не нашел, хотя обычно это должно быть в настройках). Кстати, можно играть на геймпаде (к PC-98 тоже было можно подрубить, NECовские так точно), но вот незадача: вместо D-Pad на моем геймпаде от Xbox 360, эмулятор определил управление персонажа на стик. В двухмерном сайдскроллере, заточенный на управление персонажем на D-Pad, да причем еще в качестве бега (а для длинных прыжков в игре это понадобится часто) нужно зажимать стрелку вверх+стрелку вправо/влево. Представьте это на стике в игре с кривой реализацией управления персонажем, с нелучшим откликом персонажа на команды и скудностью анимаций. Так что примерно можете прочувствовать мои страдания!
Графически игра выглядит хорошо. Да, скудности анимаций имеют место быть, но именно графика, рисовка, как и во многих других играх на PC-98 здесь на высоте. Конечно, в дизайне персонажей чего-то супер интересного нет (не считая зленовласой BDSM-охотницы да одного из главных злодеев, который и с красной звездой, и с полумесяцем, и с когтями а-ля Логан, и с синобигатаной, и вообще длинноволосый блондин, и вообще... ну, запоминающийся образ из не самой запоминающейся игры.
В музыкальном плане тоже чего-то особо выдающегося особо нет, к сожалению. Саундтрек нельзя назвать плохим, но закос под Castlevania даже в звучании — это и правда перебор. Нет, нельзя сказать, что неинтересных композиций здесь совсем нет, и, например, Rhythm of the Dark очень даже крутейше звучит, и кстати, из серии, которая как раз таки не похож на Casltevania (больше даже к Ninja Gaiden по динамике).
___________________________________________
Если Вам очень нравятся классические, дометроидванные части Castlevania, Вам хочется чего-то подобного, причем еще довольно для не самой стандартной (для наших широт) платформы, то попробовать, конечно, можно. Но как по мне, это не та игра, которая будет интересна большинству ретролюбителей и желающих погрузиться в тему. Да и среди игр на PC-98 есть проектры реально интересней даже навскидку, что называется. Хотя сказать при всем вышеозвученном, что игра вот прям совсем ужасна — тоже не могу. Но все же, если у Вас есть планы, во что поиграть, то эта игра точно не стоит того, чтобы эти планы как-то нарушать.