В этой статье я хочу поделиться своим личным детским опытом переживания обсессивно - компульсивного расстройства, тревоги и страха, а также тем, что помогло мне это преодолеть.
Базовая тревожность имеется у каждого из нас. Это механизм, необходимый для выживания. Бояться, а точнее, разумно опасаться заведомо опасных вещей можно и нужно. Это чувство способствует поддержанию безопасной жизнедеятельности.
Когда мы говорим о тревожных расстройствах и фобиях, чувство страха становится логически необъяснимым, а реакции организма на ситуацию чрезмерно гипертрофированными. В качестве механизма психологической защиты, с целью создания иллюзии безопасности и защищенности, человек совершает различные нерациональные действия, такие как избегание всех потенциально опасных с его точки зрения ситуаций, различные ритуальные действия, такие как постоянное мытье рук, наведение стерильной чистоты в помещении, заготовка припасов еды и других вещей, сравнимые с припасами на военных складах. Избегание потенциально опасных ситуаций, которые для человека с нормальным состоянием психики не представляются опасными - симптом тревожно - избегающего расстройства. Ритуальные навязчивые действия - симптом обсессивно - компульсивного расстройства. Часто эти два расстройства сочетаются у одного пациента. Это не психическая болезнь, поэтому человек вменяем и осознает нерациональность своих действий, но поделать с этим ничего не может. Это состояние выматывает как самого человека, так и его родных, близких, коллег по работе, вынужденных мириться с его иррациональным поведением. Даже для взрослого умного человека (а этому расстройству чаще подверженны люди логического склада) подобное состояние мучительно и отнимает много сил, времени, эмоциональных ресурсов. А теперь представьте себе ребенка, который остался один на один со своим неврозом, и никто ему помочь не может. Родители помочь не могут, потому что не знают как помочь. Они стараются объяснить что - то логически, но от этих объяснений становится только хуже, появляется все больше дисфункциональных мыслей иного характера, среди которых «я не такой, как все», «я странный», «я больной», «если кто - узнает о том, что я такой, со мной не будут дружить». Так было со мной. Читайте далее о том, как со мной это случилось.
В возрасте 2-3 лет я отдыхала на даче у бабушки (матери отца). Я чем - то заболела, и мама отвезла меня в город. Ничего страшного со мной не случилось, я быстро поправилась. Я полностью бы забыла эту историю, если бы моя вторая бабушка Валя не напомнила мне об этом, когда мне было лет 5-6. Она мне рассказывала, что моя баба Аня накормила меня несвежей едой, так как у нее плохой нюх, и она не смогла понять, что еда испортилась. В этом возрасте ребенок уже в состоянии выстраивать логические связи, но у него нет знаний и опыта, поэтому он во всем доверяет значимым взрослым. Я тогда предъявила на своем детском уровне претензию к бабе Ане, на что она мне ответила, что накормила некачественной едой меня не она, а моя мама, а она отговаривала мать кормить меня этим. Таким образом, у меня подорвалось доверие к самым близким людям. Для ребенка это очень страшно. Возможно, я бы не впала в невроз, если оба взрослых поступили бы как взрослые и взяли бы на себя ответственность, сказав так: «Мы совершили ошибку по невнимательности, впредь мы будем внимательными и не допустим подобного». Но взрослые люди лишь перекладывали ответственность друг на друга, а я попыталась сама стать взрослой и взять все под контроль, в том числе поведение взрослых. С тех пор моя жизнь превратилась в кошмар с постоянным контролем, а жизнь моих родных в кошмар с постоянным подыгрованием мне.
Я перед каждой едой спрашивала, свежее мне дают или несвежее, боялась есть непривычную еду, с опаской ела в школе и в гостях. В гостях я пытала этим же вопросом хозяев, что вызывало у людей ступор и сочувствие моим родным. При симптомах любого недомогания со стороны желудочно - кишечного тракта у меня начиналась ПАНИКА: руки дрожали, ноги подкашивались, учащалось сердцебиение, мне казалось, что жизнь кончена. Причем, умом я понимала, что не помру от этой болячки, но справиться со своими эмоциями не могла. Временами у меня наступало улучшение. Например, в лагере вместе с другими детьми я все ела и отвлекалась от своего невроза, однако, при малейшем недомогании начинала паниковать. Я тщательно скрывала от других детей свою проблему, понимая, что они меня не поймут. Я боялась общественного осуждения и непринятия.
Я не была замкнутым ребенком, с родными я постоянно говорила о своей проблеме. Мне пытались помочь, чем могли, но логические объяснения не оказывали на меня нужного действия. По мере взросления, я сама стала постепенно понимать нелогичность своих мыслей и действий, но в шестом классе случилось событие, которое вызвало у меня новую волну ОКР.
В школе была вспышка дизентерии. Классный руководитель из самых добрых побуждений начала нам рассказывать, какая страшная эта болезнь и как важно мыть руки. Классный руководитель того класса, в котором произошла вспышка инфекции, также из лучших побуждений, сообщила нам, что заболевшая девочка виновата в своей болезни сама, потому что не сварила вареную колбасу! И теперь у этой девочки проблемы с одноклассниками, которые обвиняют ее в том, что вынуждены сидеть на карантине из - за того, что Света не сварила вареную колбасу. Надеюсь, всем понятно, что вареная колбаса - готовый к употреблению продукт, в котором не должно быть патогенных микроорганизмов. Эти россказни (по-другому не назовешь) «педагогов» произвели на меня очень сильное впечатление. Я стала бояться не смерти от этой болячки (умом я понимала, что в настоящее время вряд ли я от этого умру), а непринятия и осуждения со стороны одноклассников, прозвища «грязнуля», «дристунья» и т.п. С тех пор я перестала посещать школьную столовую. Мама, видя мое нестабильное эмоциональное состояние, решила мне помочь, предложив в качестве профилактики есть чеснок. Я съедала чуть ли не по головке чеснока в день. Представляю, как «приятно» было одноклассникам со мной общаться. Однако изгоем я не была, и меня это утешало. Я ела чеснок, полоскала каждый день горло содой (то и другое не является методами профилактики этой болезни), отказывалась есть овощи и фрукты, чтобы, не дай Бог, не было поноса. А если понос все - таки случался, у меня случалась паническая атака. В таком режиме я прожила год. Затем симптомы сгладились, но повышенная тревожность по поводу инфекционных болезней осталась. Я чаще обычного мыла руки, фрукты и овощи я мыла с мылом, а то, что невозможно помыть с мылом, например клубнику, замачивала в растворе соды или марганцовки. Так продолжалось еще несколько лет.
Что мне помогло победить недуг.
Американский психолог Аарон Бек, именем которого назван университет, в детстве получил травму, которая осложнилась сепсисом, что привело к формированию страхов и фобий. Бек самостоятельно избавился от своих психологических проблем методом десенсибилизации.
Экспозиция - метод психотерапии путем осознанного погружения в стрессовые ситуации и их повторения с целью привыкания к стимулам, вызывающим страх. Тем самым постепенно происходит десенсибилизация - потеря чувствительности к стрессовому фактору.
Та самая десенсибилизация произошла со мной естественным путем. И помогло мне мое медицинское образование. При учебе в медицинском колледже я получила всю необходимую информацию о механизмах и путях передачи инфекций. На практических занятиях в больнице я увидела отсутствие брезгливости к инфекционным больным и отсутствие осуждения как со стороны врачей, так и со стороны других людей. На практике мне приходилось работать с инфекционными больными, в том числе больными вирусным гепатитом, ВИЧ, гнойно - септической патологией. С гнойно - септической патологией я работаю более 20 лет. Среди медиков принято говорить на любые темы без особого стеснения. Слушая откровенные рассказы коллег про болячки, я поняла, что никто никого не осуждает за болезнь и не считает виноватым. Постепенно моя симптоматика нервного расстройства полностью исчезала. Некоторые моменты своего детства я вспоминаю с сожалением о том, что не было грамотного специалиста, который помог бы мне справиться с этим не за десять лет, а за десять консультаций.
Обидно, что все это случилось благодаря неправильному поведению взрослых, которые действовали только из лучших побуждений.
Мне повезло, но не всем так везет. Знаменитый физик Никола Тесла в детстве переболел холерой. Болезнь очень серьезная, в то время от нее запросто можно было умереть. Тесла выжил, но всю жизнь боялся грязи и микробов. При этом его нельзя было назвать трусом: он увлекался авиацией, летал, проводил смелые опыты с атмосферным электричеством. История его расстройства рассказывается в кинофильме «Авиатор».
Если у детей по мере взросления и приобретения знаний о жизни расстройство может пройти естественным путем (хотя лучше не пускать это на самотек), то со взрослыми дело обстоит сложнее. Обычно у взрослых с годами расстройство только прогрессирует, появляются все новые дисфункциональные мысли, изобретаются все новые иррациональные действия, появляются патологические черты личности, нарастает социальная дезадаптация. В данном случае речь уже идет об обсессивно - компульсивном (ананкастном) расстройстве личности. Жить с таким человеком очень тяжело. Вся его жизнь подчиняется каким - то особым правилам, которые находящиеся рядом с ним люди должны тоже соблюдать. В случае неподчинения окружающих этим нормам, человек проявляет агрессию, идет на конфликт.
Критерии того, что вам или вашему близкому нужна помощь психолога:
- страхи, неразумные опасения и нерациональные действия мешают вести активную жизнь, человек отказывается от многих удовольствий;
- человек понимает свою проблему, но ничего не может с этим поделать;
- мистификация сознания: чрезмерное увлечение молитвами, религиозными (или псевдорелигиозными) обрядами.
Нередко возникновению ОКР способствует неправильное понимание религиозных догматов, приобретенное в результате неадекватных высказываний священнослужителей и проповедников, прочтения неадекватной богословской литературы, написанной бабой Нюрой, а не профессорами богословия. Часто человек сам себе устанавливает слишком большое молитвенное правило, что не поощряется адекватными священниками. Часто такое происходит с неофитами. Для профилактики ОКР на религиозной почве я бы рекомендовала недавно обратившимся к вере сначала получить объективную информацию, ознакомившись с основными религиозными догматами из проверенных источников, написанных профессорами богословия. Идти в храм лучше подготовленным, так как священники тоже люди со своими мыслями, иногда дисфункциональными (что на религиозном языке именуется грехами).
Критерии того, что человеку нужна помощь ПСИХИАТРА:
- человек не только лишает себя активной жизни и удовольствий, но и отказывается принимать пищу, выполняет иные действия (или бездействие), что может нести угрозу жизни и здоровью;
- человек не осознает нелогичность своих действий.
Я не должен бояться.
Страх- убийца разума.
Страх - это маленькая смерть, влекущая за собой полное уничтожение.
Я встречусь лицом к лицу со своим страхом.
Я позволю ему пройти через меня и сквозь меня.
И, когда он уйдет, я обращу свой внутренний взор на его путь.
Там, где был страх не будет ничего.
Останусь только я.
(Фрэнк Герберт «Все хроники Дюны»).
Дорогие подписчики и гости канала! Если у вас или ваших близких возникли психологические проблемы, буду рада помочь. Присоединяйтесь к моему телеграмм каналу, можете задать мне вопросы в чате и подать заявку на консультацию.