Про инфантильность по-взрослому
Я работаю со взрослыми людьми. Но в последнее время очень много работы в детско-родительских отношениях, в вопросах, касающихся «ранней» и «поздней» сепарации, и взросления. С темой взрослости бок о бок идут еще много смежных тем, но об этом потом. Там, где взрослость там и инфантильность.
«Не все взрослые — взрослые.»
Инфантильность в психологии представляет собой состояние, связанное с недостатком взрослости и отсутствием необходимой зрелости в поступках и мышлении в целом.
Инфантильные люди, сохраняют в себе привычки и поведенческие преимущества детского возраста, не контролируют эмоции и неспособны адаптироваться к требованиям среды.
«Это не я! Это оно само!»
«Скажите, как правильно?»
Первые проявления инфантильности часто наблюдаются в детском возрасте, когда ребенок не проявляет самостоятельности, соответствующей возрасту. Когда он не умеет адекватно реагировать на возникающие трудности и не может выражать собственные эмоции. Однако, у некоторых людей эти проявления могут сохраниться и во взрослой жизни, став причиной серьезной психологической проблемы. Такие люди часто испытывают трудности во многих областях жизни. Они мало ответственны, незрелы в отношениях, не способны качественно выполнять свою работу и не имеют достаточного уровня самооценки для достижения успеха. Имеют расстройства объектных отношений. Инфантильные люди, как будто не видят в себе прямого участника процесса. Они не воспринимают себя источником своих эмоций, следовательно, имеют проблемы с авторством своей жизни.
Инфантильность также является причиной серьезных проблем в личной жизни, ведь партнерам таких людей, вне зависимости от пола, будет трудно строить отношения с человеком, неспособным быть взрослым и ответственным.
«Я воспитываю двух детей, девочку 5 лет и дочку моей тещи!»
«Я как в отношениях с ребенком!»
Важную роль в развитии инфантильности играет детская травма, неполное и некачественное воспитание, слишком высокий уровень защиты и контроля со стороны родителей, низкая самооценка и страх перед личной ответственностью. Все как в анекдоте. Еврейская мама зовёт сыночка домой. Он ее спрашивает: «Мама, я, что замёрз?», а она отвечает: «Таки нет! Ты хочешь кушать!»
Также негативное влияние на формирование психологического развития могут оказывать неблагоприятные социальные условия, отсутствие подходящих ролевых моделей или длительное переживание стрессовых ситуаций.
Работа с инфантильностью требует комплексного подхода. Цель терапии заключается в помощи клиенту сформировать так называемое «взрослое я», в работе над адекватностью восприятия эмоций и способностью их контролировать, развитии навыков самостоятельности и ответственности.
«Если у Ивана Иваныча борода, а мне пять …он — взрослый! А как дальше непонятно.»
Взрослость, как недостижимая высота.
В психологии теме взрослости, зрелости, цельности личности, кризисам развития личности, в разных возрастах, инициации личности посвящено очень много внимания. Инициация — это ритуал, обряд, а иногда просто важный момент, позволяющий человеку перейти из одного статуса в другой. За всю мою жизнь, я очень часто слышала фразу: «Вот дожил до (определённая цифра) лет, а ума так и не нажил!», «Мне уже столько-то, а я все еще ребенок!». И вроде и цифры приличные, жизнь устаканена, инициации пройдены, внутренние тараканы все по именам и каждый на своем месте, а на сердце почему-то неспокойно. Внутренняя гонка и покорение рубежей в формате: «Вот здесь еще закрою этот вопрос, вот так себя проработаю, то себе куплю и, непременно, это чувство взрослости придёт» ничего не приносит. Тут при более глубоком рассмотрении вопроса мы попадаем в парадокс, который можно выразить словами известного комика и киноактёра. «Кто никогда не был ребёнком, никогда не будет взрослым.» — Ч. С. Чаплин.
Есть дети, которые по какой-то причине повзрослели рано. Не имели опоры вовсе или сами стали опорой для своих родителей (родителя), рано столкнулись с вопросами по-настоящему взрослой жизни. Для таких клиентов взрослость — это недостижимая высота.
Что еще можно сделать, если мы уже на верхотуре, но слепы?
Что еще можно сделать такому клиенту, который уже взрослый и уже давно? А ощущения все нет и нет?
Что остановит восприятие взросления как погоню за недостижимой вертикалью?
Ответом на этот вопрос будет одно из самых простых и одновременно сложных действий. Позволить себе быть. Позволить себе самому побыть инфантильным, пусть и не тем ребенком, но слабым и инфантильным взрослым «здесь и сейчас». Хоть немного побыть тем слабым взрослым, от которого так хотелось убежать в детстве в построение своего безопасного мира. Тем взрослым у которого, когда-то хватало «наглости» выбирать себя и не выбирать другого. Естественно, я не призываю вас сломя голову резко все это делать, буквально. Отказаться от всех своих обязанностей, построить домик из сахарной ваты и полностью, впав в ребячество донянчивать себя.
Все великое начинается с малого, а это просто статья. К примеру, можно выделить время на свой отдых. Начать уделять себе и своим потребностям больше времени. Начать брать паузы в каких-то процессах. Купить себе что-то не полезное и нужное, а то, что радует. Возможно, странное или глупое на первый взгляд. Не сразу, по чуть-чуть принимать новизну и новый опыт. Наконец выразить свою злость и обиду. Можно безопасно делать это в терапии. В последствии, в создавшейся паузе возникнет объективное признание своего пути, своих знаний, умений, достижений и оценка результатов работы над собой. Возникнет признание своего горизонтального ресурса и долгожданный скачок на новый вертикальный уровень. Освоение этого уровня из позиции: «Я взрослый. У меня есть то и это. Вот это я бы хотел изменить! Вот этого я хотел бы добиться!». Такая цель перестает быть абстрактной и становится вполне достижимой при ряде определенных усилий.