Найти в Дзене
Петербург. Детали+

Масонский след в Казанском соборе

Так получилось, что я прочитала книгу Олега Платонова "Тайная история масонства", а следом мне на глаза попалась статья доктора философских наук Светланы Махлиной "Семантика масонских символов". И тут уж вольно или невольно я стала обращать внимание на своеобразные знаки в городской архитектуре, напоминающие о вольных каменщиках.

Не будем далеко ходить, Казанский собор – всем знакомое здание в центре Санкт-Петербурга. С фронтона за публикой, спешащей по делам или фланирующей по Невскому проспекту, наблюдает Всевидящее око. Оно никогда вас не смущало? Википедия утверждает, что это масонская метка, её ещё называют Лучезарной дельтой.

-2

Полагаю, кто-то скажет, что окружённый лучами треугольник – это древнехристианский символ и означает Всевидящего Бога, а не Великого Архитектора Вселенной. Есть также мнение, что это ещё более древний, языческий, знак солнца. Возможно. Только исследователи феномена масонства утверждают, что члены братства позаимствовали многие символы у раннего христианства и более древних религий.

Давайте зайдём внутрь собора и поищем другие символы.

-3
Но кто же такие масоны? Очевидно, их организация не была бы секретной, если бы мы знали точный ответ на этот вопрос. Есть только догадки, версии и теории, часто противоречащие одна другой.
Кто-то допускает, что "братья" – хранители древних знаний, доступных только избранным, другие называют их служителями сатаны. Есть также мнение, что эта демоническая организация владеет и управляет миром. Но есть и противоположный взгляд: масонство – лишь набор странных ритуалов для забавы богатых людей из высших сословий. И всем нам со школьной скамьи известен масонский эпизод в жизни Пьера Безухова, которого в ложу привели духовные искания.
Олег Платонов, автор книги "Тайная история масонства", считает членов тайного братства космополитами – сторонниками идеи стирания национальных черт и традиций, отрицания национальных интересов и национальной самостоятельности.
Не такой ли философией руководствуются современные идеологи глобализма и транснациональные бизнес-элиты?
"В масонстве русская интеллигенция отчуждалась от русского народа, уходила от него в подполье, выдумывая разные проекты и комбинации «обустройства» России на западный лад… Цель масонов – установление мирового порядка, в котором им будет принадлежать господствующая роль", – утверждает Платонов.
-4

Работа масонских лож всегда была засекречена. Отделяя себя от "профанов" (непосвящённых), вольные каменщики использовали язык символов в расчёте на то, что его поймут только "свои". Доктор философских наук Светлана Махлина раскрывая значение некоторых символов, отмечает, что в масонской символике широко используются геометрические фигуры, ведь царицей наук в этой среде считается геометрия.

Итак, какие же тайные знаки можно заметить в убранстве Казанского собора?

Вот треугольники с вершиной, обращённой вверх, это знак огня, просвещения или мужского начала. Три угла могут иметь несколько скрытых значений: прошлое, настоящее и будущее; дух, душа и тело; мысль, воля и дела; а также свобода, равенство, братство (вспомним девиз Великой французской революции).

Добавьте описание
Добавьте описание

Прямоугольники означают единение "братьев" всего мира.

Добавьте описание
Добавьте описание

Крест, вписанный в круг, называют "масонским крестом", он символизирует космический центр или святое место.

Добавьте описание
Добавьте описание

Точка, расположенная в круге, тоже имеет сакральный смысл и может быть прочитана как "сердце", "солнце", "золото" или "масонский орден".

Добавьте описание
Добавьте описание

Шестиконечная звезда (звезда Давида), по мнению С. Т. Махлиной, может означать борьбу равных сил Бога и дьявола (в каббалистической трактовке) или наличие покровителя из потустороннего мира (в трактовке розенкрейцеров).

Восьмиконечная звезда – это знак защиты высших сил или метка изобилия.

Добавьте описание
Добавьте описание

Звезда, расположенная в центре храма, трактуется как священный огонь, свет разума и истины.

Добавьте описание
Добавьте описание

Мозаичный пол, где белый цвет сочетается с тёмным, – символизирует землю и дуальный материальный мир, где сочетаются свет и тьма, добро и зло, хаос и порядок, разрушение и созидание.

Добавьте описание
Добавьте описание

Авторитетный русский масон конца XVIII века Иосиф Поздеев (прототип Иосифа Баздеева, героя романа Толстого «Война и мир», втянувшего в масонство Пьера Безухова) считал, что ложа должна состоять из десяти человек, что тождественно десяти сефиротам – божественным силам, управляющим миром. Не потому ли в Казанском соборе не раз встречаются столбцы из римских цифр от одного до десяти?

Добавьте описание
Добавьте описание

Пара колонн (они называются Боаз и Яхин) символизируют храм Соломона, который строят вольные каменщики. Под строительством храма подразумевается как развитие общества, так и развитие отдельной личности ("строительство духовного храма в сердце своём"). Проход между двумя колоннами означает инициацию (переход на новую ступень развития или к следующему градусу посвящения). Боаз и Яхин также призваны напоминать о дуальности мира. В Казанском соборе рекордное число колонн – 182, то есть 91 пара.

-13

Что касается Лучезарной дельты, она здесь повсюду, даже над иконами.

Добавьте описание
Добавьте описание

Может быть, всё это – случайности и совпадения? Но не будем забывать, что инициатором строительства собора был масон Павел I. (По одной версии, Павел  Петрович был принят в ложу в начале 80-х годов XVIII века в Петербурге, по инициативе шведского короля Густава III и при содействии русских масонов Панина и Куракина. По другой версии, это случилось во время его заграничной поездки при участии князя Куракина).

Закладка здания и его строительство велись при Александре I, который, если и не был посвящённым, то со всех сторон был окружён масонами. Процитирую Олега Платонова:

"Фактически в первые два десятилетия царствования Александра I масонство превращается в государство в государстве, живущее по своим тайным законам и управляемое своими тайными владыками… Масонство пронизывало все поры образованного общества, охватывая своим влиянием даже мелкое чиновничество из дворян".

Курировал строительство собор президент Академии художеств, граф Александр Сергеевич Строганов – масон международного класса, принадлежавший к верхушке ордена "Великий Восток Франции".

Автор проекта, архитектор Андрей Воронихин, как бывший крепостной, в любом случае был вынужден выполнять указания Строганова, давшего ему образование и вольную.

-15

Впрочем, Санкт-Петербург пестрит знаками, подобными тем, что мы увидели в Казанском соборе. Не стоит удивляться. Есть данные, что уже в конце XVIII века в городе действовали 145 масонских организаций. Вольными каменщиками были многие архитекторы и многие заказчики зданий.

Все фото автора.

Возможно вам будет интересно: