Найти в Дзене
Петербург. Детали+

Несколько непостижимых фактов о Казанском соборе

Оглавление

Одно из самых грандиозных и самых необычных культовых сооружений Санкт-Петербурга – Казанский собор. Его строительство сопровождалось множеством непостижимых обстоятельств. Вот лишь несколько загадок, связанных с созданием этого архитектурного шедевра.

Как бывшему крепостному удалось обойти прославленных архитекторов?

Архитектор Андрей Никифорович Воронихин. Граф Александр Сергеевич Строганов (Фото с портретов, представленных в Казанском соборе)
Архитектор Андрей Никифорович Воронихин. Граф Александр Сергеевич Строганов (Фото с портретов, представленных в Казанском соборе)

Главный архитектора Казанского собора – Андрей Воронихин. История его карьеры напоминает волшебную сказку, где роль чародея выпала графу Александру Сергеевичу Строганову.

Родился и рос Воронихин вдали от столицы, в прикамском селе Усолье. Родители его были крепостными графа Строганова, владевшего соляными приисками. Мальчик хорошо рисовал, и ему позволяли посещать мастерскую крепостного иконописца Гаврилы Юшкова. А когда он подрос, граф отослал его в Москву. Где там жил и учился Воронихин? Точных данных нет, есть только версия, что его учителями были известные архитекторы Баженов и Казаков. А потом Строганов дал молодому человеку вольную (освободил от крепостной зависимости) и отправил вместе со своим сыном учиться в Европу.

Когда в 1799 году император Павел I надумал построить Казанский собор, объявили конкурс проектов. В нём принимали участие признанные мастера – Гонзаго, Камерон, Тома де Томон. Но император утвердил проект никому неизвестного Андрея Воронихина, который в конкурсе не участвовал, не имел за плечами реализованных серьёзных проектов и даже звания архитектора ещё не имел. Это звание он получил позже от Академии художеств, президентом которой в то время был никто иной как Александр Сергеевич Строганов. Строганов же был и организатором конкурса проектов, а затем возглавил созданную императором «Комиссию о построении Казанского собора», .

На какие чудеса рассчитывал Павел I, повелев построить грандиозный храм за три года?

Казанский собор строили 10 лет - с 1801 по 1811 год, а потом ещё 18 лет достраивали и оформляли
Казанский собор строили 10 лет - с 1801 по 1811 год, а потом ещё 18 лет достраивали и оформляли

Некоторые исследователи допускают, что Андрей Воронихин воспользовался проектом Василия Баженова, ушедшего из жизни в тот год, когда проводился конкурс. В любом случае проект гениальный и вместе с тем очень сложный. Да и участок для строительства был непростой. Во-первых, он подтапливался со стороны Екатерининского канала (канала Грибоедова). Во-вторых, здание на участке нужно было развернуть так, чтобы северный фасад, обращённый к Невскому проспекту, стал главным, но при этом вход в храм был бы с западной стороны, как требуют церковные каноны. Ни одно здание в России прежде не имело такого количества колонн, конструкция купола тоже была необычной. Для создания богатого убранства требовалось задействовать немало скульпторов, художников, иконописцев и других мастеров.

Несмотря на все эти обстоятельства, Павел I велел возвести собор за три года, а Комиссия по строительству обязалась уложиться в эти сроки. Сметная стоимость, по предварительным расчётам, составила 2,8 миллиона рублей. По факту расходы на сооружение и оформление здания превысили 4,7 миллиона рублей. Строительство велось практически без остановки в течение десяти лет. А после этого ещё 18 лет продолжалось устранение недочётов и оформление интерьеров.

Почему поспешили освятить недостроенный храм?

Собор был построен для хранения чтимого списка православной чудотворной Казанской иконы Божьей Матери
Собор был построен для хранения чтимого списка православной чудотворной Казанской иконы Божьей Матери

15 сентября 1811 года митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Амвросий освятил собор, а ключи от него граф Строганов передал Александру I. Формально этот день стали считать днём завершения великой стройки. Однако ещё долго продолжались строительные и отделочные работы. В частности, устанавливали царские врата, переделывали балюстраду, так как она была забракована, решали вопросы с изготовлением статуй и нового иконостаса. Кроме того, Андрей Воронихин надеялся утвердить проект строительства ещё одной колоннады – южной. Но в феврале 1814 года архитектор скончался, а спустя два месяца, в ночь на 17 апреля со свода собора между наружной стеной и левой гранитной колоннадой упал огромный пласт штукатурки. Трижды собиралась техническая комиссия и в итоге признала необходимость замены всей внутренней штукатурки. Барельефы тоже пришлось снимать, впоследствии их заменили росписями. В целом работы по оформлению интерьеров продолжались до 1829 года.

Спустя более ста лет, в период блокады, при артобстрелах было несколько попаданий в Казанский собор, но здание оказалось настолько прочным, что избежало серьезных повреждений. Как же получилось, что стены построили на века, а внутреннюю отделку сделали так, что через три года она отвалилась?

Как удалось Воронихину применить технологии, опережающие время?

Это первая в мире купольная конструкция, собранная из кованных железных элементов
Это первая в мире купольная конструкция, собранная из кованных железных элементов

В годы войны во время артобстрелов были зафиксированы и попадания в изящный купол собора. Он уцелел. Между тем этот купол, состоящий из двух рядов железных рёбер, опирающихся на высокий барабан с шестнадцатью окнами, стал первой в мире крупной купольной конструкцией, выполненной из кованого железа. По мнению инженеров-проектировщиков, подобное сооружение возможно спроектировать, используя метод статического расчёта стержневых конструкций. Но во времена, когда строился собор, данный метод ещё не был разработан. «Этот купол является примером удачного интуитивного проектирования», – сообщает Википедия со ссылкой на книгу «История строительной техники», изданную в 1962 году. Но, как известно, Воронихин не был ни физиком, ни инженером. А если привлекали инженеров, почему нигде не фигурируют их фамилии? Замечу, что купола собора Святого Петра в Риме и Исаакиевского собора в Петербурге имеют иную конструкцию.

Почему в истории строительства столько противоречий?

Колоннада со стороны Невского проспекта состоит из 94 колонн, каждая из которых весит около 28 тонн
Колоннада со стороны Невского проспекта состоит из 94 колонн, каждая из которых весит около 28 тонн

Когда читаешь про Казанский собор, голова идёт кругом: на каждом шагу встречаются противоречия. Одни авторы утверждают, что здание построено в стиле ампир, другие считают, что это классицизм, третьи признают, что вопрос атрибуции стиля сложен и неоднозначен. На официальном сайте собора говорится, что основным строительным материалом служил пудостский камень (который добывали в деревне Пудость недалеко от Гатчины). В Википедии – что строили здание из кирпича, а пудостским камнем только облицовывали. Многие авторы утверждают: наружные колонны цельные, высечены из пудостского камня. Но в книге Андрея Аплаксина «Казанский собор. Историческое исследование о соборе и его описание» читаем: «В течение лета нынешнего 1804 г. здание имеет быть возвышено в стенах церкви до четырёх, а колоннады с портиками до трёх сажень от поверхности полов, а посему необходимо приготовить материалы…». Выходит, колоннада, как и стены здания, росла постепенно. Значит, колонны не цельные, а составные.

Даже количество наружных колонн в разных источниках указывается разное (по поводу внутренних, гранитных, разногласий нет, их 56). Признаюсь, не поленилась и пошла сама считать наружные колонны. Насчитала 126: со стороны Невского проспекта – 94, с южной стороны – 20, с западной – 12. Любопытно, что на сайте Казанского собора указаны те же цифры, а ниже говорится: "Общее количество колонн, образующих колоннаду и портик – 136". Откуда взялись ещё 10, непонятно.

Есть и другие расхождения. Как всё это объяснить? Андрей Аплаксин в своей книге описывает любопытный эпизод. Во время войны 1812 года опасались, что армия Наполеона пойдёт на Петербург, и был указ вывезти из города дела Государственного архива и министерств. Дела Комиссии о построении Казанского собора решили тоже эвакуировать. Они были отправлены отдельным судном в Петрозаводск, а когда вернулись назад, оказалось, что многие бумаги попорчены водой. Но, может быть, был чей-то интерес в том, чтобы скрыть некие подробности строительства собора от потомков?

А храм точно православный?

Центральный неф и боковые нефы разделяют 56 монолитных колонн из розового финского гранита рапакиви. Вес каждой колонны 30 тонн, высота 10,7 метра
Центральный неф и боковые нефы разделяют 56 монолитных колонн из розового финского гранита рапакиви. Вес каждой колонны 30 тонн, высота 10,7 метра

Собор возводили для хранения чтимого списка православной чудотворной Казанской иконы Божьей Матери. Экскурсоводы часто подчёркивают, что строили его исключительно русские мастера, используя только отечественные материалы. Вместе с тем это был первый в России храм, построенный русским архитектором в чисто европейском стиле. Безусловно, здесь присутствуют черты православного крестово-купольного храма, однако внутри собор имеет форму римской базилики (разделён колоннами на нефы). Здесь нет колокольни в привычном понимании (колокола находятся в западном крыле колоннады). Как пишут историки, когда Комиссия заикнулась о колокольне, Павел I сказал: «В Риме у Петра (у собора Св. Петра) нет колокольни, а нам и подавно ни к чему».

Для православных храмов не характерно скульптурное убранство. Казанский собор снаружи и внутри богато украшен скульптурными изображениями –бронзовыми скульптурами, а также большими и малыми барельефными панно. В православных храмах алтарь находится на восточной стороне, а главный вход, соответственно, – с запада. Если понаблюдать за потоком туристов, направляющихся в Казанский собор, можно заметить, как правило, они заходят с северной стороны (с Невского проспекта), а с западной стороны выходят. Некоторые сторонники альтернативной истории считают, что это культовое сооружение было построено гораздо раньше XIX века солнцепоклонниками, которые заходили в храм с северной стороны и, обращая взор на юг, кланялись солнцу. Но, как вы понимаете, вещественных подтверждений этой теории нет.

Казанский собор - один из самых ярких символов Санкт-Петербурга
Казанский собор - один из самых ярких символов Санкт-Петербурга

С собором связано и множество других загадок. Как смогли камнетёсы примитивными орудиями труда «на глазок» вырезать, отполировать и установить 56 одинаковых гранитных колонн весом 30 тонн каждая? Почему постаменты, предназначенные для фигур архангелов, остаются пустыми? Куда исчезли четыре колонны из яшмы с Колыванского месторождения, которые украшали иконостас? Как получилось, что собор, освящённый в 1811 году, попал на картины, написанные гораздо раньше? Сразу несколько загадок связано с захоронением Кутузова, а также с храмом Рождества Богородицы, где прежде хранилась Казанская икона Божьей матери… Но в одной статье обо всём не расскажешь.

Все фото автора.

Возможно, вам будет интересно: