Найти тему
КиноМария

Самая ожидаемая отечественная премьера года - военная драма «Воздух» (2023), Россия

Привет, киноманы!

17 января в Санкт-Петербурге в кинотеатре «Аврора» состоялась премьера фильма «Воздух» Алексея Германа-младшего. Фильм представил сам режиссёр и Художник по костюмам Елена Окопная. Также со сцены с завершением работы над фильмом и выходом его в прокат всех причастных к созданию картины поздравил вице-губернатор Санкт-Петербурга Борис Пиотровский.

Важно отметить, что выход картины приурочен к 81-й годовщине прорыва блокады Ленинграда (18 января) и 80-й годовщине полного освобождения города от фашистской блокады (27 января).

Удалось побывать на камерной премьере, где присутствовала бОльшая часть съемочной группы из Петербурга, и увидеть картину в числе первых. Делюсь впечатлениями.

Постер к фильму
Постер к фильму

Моя оценка на КП 8/10

Великая Отечественная Война в самом разгаре. На территории СССР идут ожесточенные бои за каждый клочок земли. В смешанный авиационный полк прибывает подразделение летчиц. Девушкам предстоит почувствовать на себе, что такое война, встретиться лицом к лицу со смертью, влиться в непростой мужской мир.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

С первого кадра зритель попадает в жестокие, никого не щадящие жернова войны. Под обстрелами все без разбора: женщины, дети, военные, мирные граждане. Без пощады и милосердия, оглядки на пол, возраст, семейное положение, звание и прочие регалии и заслуги перед собой или Отечеством на наших глазах погибают люди. С перерывами на воспоминания о прошлом; беспокойство о родных и близких, оставшихся в городах, откуда приходят страшные сводки; мечты о будущем и маленькие радости в настоящем, перед нами разворачиваются не только мрачные и страшные события с линии фронта, но и отведенные на короткую жизнь нескольких девчонок моменты.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Смелые валькирии:

Влюбчивая Катя (Аглая Тарасова), осуждаемая со стороны, берет от драгоценных минут затишья максимум, что ей дает жизнь;

Строгая и сдержанная Рита (Елена Лядова) не привыкла сдавать позиции и своих, грудью заступается за каждую прибывшую девушку и редкие самолеты, имеющиеся в распоряжении;

Маша (дебютная роль в кино актрисы Омского академического театра драмы Кристины Лапшиной) как зерно истины, рассудительности и здравомыслия в компании девчонок. Бесстрастная, невозмутимая и лаконичная внешне и на словах, в душе безусловно ранимая, беззащитная и эмоциональная;

Женя (Анастасия Талызина), которая из маленькой, нежной, уязвимой и боящейся убивать девчонки, проходит путь душевных и личных перемен, обучения, боевого опыта и примера наставника и к финалу предстает совсем другой героиней.

Каждая из прибывших летчиц - это маленькая история со своими сердечными ранами, секретами прошлого, вызовами себе и окружающим, судьбоносными переменами в жизни, которые или ломали, или делали сильнее.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Восхищаюсь операторской работой в фильме и трудом художника-постановщика. Отдельные кадры достойны плакатов или, как минимум, открыток. В минуты затишья здесь можно наслаждаться пейзажами берега, закатами на воде, головокружительными съемками с воздуха, полуразрушенными зданиями в дымке, общей серо-холодной зимней атмосферой, от которой все стынет внутри и замерзает вокруг, сменяющимися временами года и вновь наступлением холодов. Художник по костюмам также проработал все до мельчайших деталей, скрупулезно подошел к мелочам. Есть моменты, когда ты видишь грязь на одежде, капли воды, снег на бушлате и концентрируешься на второстепенных деталях, которые играют большую роль в реалистичности, антураже, воссоздании духа времени.

Технически тоже не к чему придраться. Техника, обслуживание самолетов на земле, полеты в небе, преследования немецких самолетов в воздухе и атака наших самолетов сняты безукоризненно. Да, можно искать изъяны в съемках лиц героинь в кабинах, склейках ракурсов фюзеляжа и общих планов крылатых машин в воздухе. Но эти моменты теряются в общем высоком уровне картины.

Здесь точно вспомнятся оскароносные «Дюнкерк» и «1917» со статуэтками как раз в технических номинациях. Наш «Воздух» взлетает до уровня картин мирового масштаба.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Должна упомянуть о паре минусов, которые снизили мою оценку на пару баллов. Первое - это хронометраж. 2,5 часа, причем, у некоторых героинь очень мало экранного времени. Мне откровенно не хватило Елены Лядовой. Как ни странно, но Аглая Тарасова не стала центральной фигурой. Хотя история ее героини показалась не до конца раскрытой. А вот героини Анастасии Талызиной, наоборот, было очень много. Это второе. Да, понимаю, главный персонаж картины, который проходит особый путь потери и обретения себя, некоего перерождения. Но как раз обстоятельства надломленности ее натуры смутили. Могло ли признание ее героини тогда обсуждаться? Это, на мой взгляд, свежий взгляд и вклад в сюжет, что однозначно делает картину современной, нежели попыткой воссоздать историю героинь из прошлого.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Тем не менее, картина достойна просмотра только на большом экране, чтобы оценить проделанную работу и ее высокое качество. «Воздух» задает высокую планку не только отечественным картинам в начале года, но и фильмам о Великой Отечественной Войне, которые выйдут в этом году или позже. Приятного просмотра!

***

Какой у вас самый ожидаемый отечественный фильм года?

Подписывайтесь на мой канал или телеграм, чтобы первыми читать про новинки.