Найти тему
Культурный Кот

Почему художник Джотто считается революционером живописи?

Как-то в конце XIII века в пригороде Флоренции, местный художник Чимабуэ заметил молодого пастушка, который ловко рисовал угольком силуэты подопечных овец. Живописец тут же побежал к отцу мальчика и попросил отдать сына в подмастерья. Отец немного помялся, но в итоге согласился. И не зря. Ведь пастушком был никто иной, как будущий художник Джотто ди Бондоне, совершивший революцию в европейской живописи. Давайте узнаем, что же натворил этот незаурядный итальянец.

Собственно Джотто ди Бондоне. Источник: Яндекс картинки
Собственно Джотто ди Бондоне. Источник: Яндекс картинки

Отказ от золота. До XIII века в Европе доминировала византийская живописная традиция, с золотым фоном. Такая колористика происходила от христианских икон и символизировала божественный свет. При этом заливка картины оформлялась реальным золотым порошком. Джотто отказался от металла в картинах и стал писать фон обычной краской.

Стигматизация святого Франциска. Источник: Яндекс картинки
Стигматизация святого Франциска. Источник: Яндекс картинки

Изобретение перспективы. В принципе, античные художники использовали перспективу в своих картинах. Однако в Средние века этот навык не был востребован, ибо иконописные стандарты не предполагали пространственной ориентации. Джотто же вернулся к линейной перспективе, благодаря чему его произведения стали трёхмерными.

Стал изображать человеческие эмоции. До него герои икон, фресок писались с отрешёнными лицами и не привязывались к конкретным локациям. Джотто наделил своих персонажей эмоциями, а задний план дополнил узнаваемыми зданиями или пейзажами.

Фреска "Поцелуй Иуды". Источник: Яндекс картинки
Фреска "Поцелуй Иуды". Источник: Яндекс картинки
Важно. По легенде, Джотто ди Бондоне первым стал использовать натурщиков для написания святых картин. Часть людей на фресках художника это обычные горожане, решившие немного заработать.

Придумал композицию. В средневековом художественном каноне главные герои всегда писались по центру. У Джотто ди Бондоне основные действующие лица могли находится в любой точке картины.

Проповедь птицам. Главные герои находятся слева. Источник: Яндекс картинки
Проповедь птицам. Главные герои находятся слева. Источник: Яндекс картинки

Художественная полемика. В 1300-1305 годах художник расписывал капеллу Скровеньи в Падуе. А поскольку Падуя уже тогда была университетским городом, среди населения бродили разные крамольные мысли. В частности, местные студенты скептически относились к празднованию Рождества Богородицы и празднику Введения её во Храм. Дабы пресечь крамолу Джотто написал несколько фресок с событиями из жизни Богородицы, тем самым закрепив её присутствие в католической храмовой росписи.

Рождество Богородицы. Источник: Яндекс картинки
Рождество Богородицы. Источник: Яндекс картинки

Вот такие художественные новшества явил миру обычный флорентийский пастушок. А вам доводилось встречать работы Джотто? Пишите ответы в комментарии. Ставьте лайки да подписывайтесь на канал. Дальше будет интереснее.