Как-то в конце XIII века в пригороде Флоренции, местный художник Чимабуэ заметил молодого пастушка, который ловко рисовал угольком силуэты подопечных овец. Живописец тут же побежал к отцу мальчика и попросил отдать сына в подмастерья. Отец немного помялся, но в итоге согласился. И не зря. Ведь пастушком был никто иной, как будущий художник Джотто ди Бондоне, совершивший революцию в европейской живописи. Давайте узнаем, что же натворил этот незаурядный итальянец.
Отказ от золота. До XIII века в Европе доминировала византийская живописная традиция, с золотым фоном. Такая колористика происходила от христианских икон и символизировала божественный свет. При этом заливка картины оформлялась реальным золотым порошком. Джотто отказался от металла в картинах и стал писать фон обычной краской.
Изобретение перспективы. В принципе, античные художники использовали перспективу в своих картинах. Однако в Средние века этот навык не был востребован, ибо иконописные стандарты не предполагали пространственной ориентации. Джотто же вернулся к линейной перспективе, благодаря чему его произведения стали трёхмерными.
Стал изображать человеческие эмоции. До него герои икон, фресок писались с отрешёнными лицами и не привязывались к конкретным локациям. Джотто наделил своих персонажей эмоциями, а задний план дополнил узнаваемыми зданиями или пейзажами.
Важно. По легенде, Джотто ди Бондоне первым стал использовать натурщиков для написания святых картин. Часть людей на фресках художника это обычные горожане, решившие немного заработать.
Придумал композицию. В средневековом художественном каноне главные герои всегда писались по центру. У Джотто ди Бондоне основные действующие лица могли находится в любой точке картины.
Художественная полемика. В 1300-1305 годах художник расписывал капеллу Скровеньи в Падуе. А поскольку Падуя уже тогда была университетским городом, среди населения бродили разные крамольные мысли. В частности, местные студенты скептически относились к празднованию Рождества Богородицы и празднику Введения её во Храм. Дабы пресечь крамолу Джотто написал несколько фресок с событиями из жизни Богородицы, тем самым закрепив её присутствие в католической храмовой росписи.
Вот такие художественные новшества явил миру обычный флорентийский пастушок. А вам доводилось встречать работы Джотто? Пишите ответы в комментарии. Ставьте лайки да подписывайтесь на канал. Дальше будет интереснее.