В детстве до дыр перечитывала «Денискины рассказы» В. Драгунского, среди которых есть чудесные «Что я люблю» и «Что я не люблю». По аналогии с идеей Драгунского разделю эту статью на две части: «Чего мы добились» и «Чего не добились».
Чего мы добились
🏅Концентрация внимания. Способен удерживать внимание 20-30 минут непрерывного занятия с педагогом. Начал смотреть длинные сюжетные мультфильмы. Слушает книги, не ерзая, не вскакивая и не перебивая (ну, почти 😁)
🏅Дисциплина. Усвоил все необходимые для 7 лет социальные нормы дома и в детском саду (личная гигиена, культура питания, умение ждать своей очереди, выполнение инструкций)
🏅Появление страха и формирование инстинкта самосохранения. Изначально не было страха воды, высоты, страха потеряться, обжечься, быть укусанным. Безусловно, ребенок не рождается сразу шкатулочкой с фобиями, но по мере созревания и взросления страхи должны формироваться, как гарантия выживания. Теперь самые базовые элементы инстинкта самосохранения сформированы, над чем-то еще работаем.
🏅Эмоциональный интеллект. Моя любимая тема 🤓. Бесконечными проговариваниями, разыгрываниями, объяснениями на собственном примере мы добились понимания собственных эмоций. Например: я нервничаю/раскапризничался/разозлился/расстроился/застеснялся, потому что устал/проголодался/испугался/мне скучно/хотел игрушку, которую не купили и т.д. Далее родитель предлагает какой-то рациональный способ решить возникшую ситуацию и помочь ребенку пережить эмоцию.
🏅Общение с окружающими. С этим проблема была только одна. Леонид всегда жаждал общения как со взрослыми, так и с детьми, но не умел этого делать (на одной универсальной игре в догонялки ведь далеко не уехать 😅). Эту сферу еще развивать и развивать, но теперь стабильно исходящие от него предложения к другим детям познакомиться, играть, дружить, поменяться игрушками сильно облегчают его, да и наше родительское существование.
🏅Еда. Практически победили избирательность в еде и приверженность определенным блюдам и продуктам. Мясо до сих пор не особо уважает, но завуалированную подачу и рассказы о том, что эта котлетка приехала к нам напрямую из «Вкусно и точка» еще никто не отменял 😅
🏅Физическое развитие. До 3,5 лет Леонид был довольно неловок и неуклюж. Самая простая лесенка на детской площадке давалась с трудом. Теперь почти как по Б. Заходеру стал «ловким, сильным как медведь, стоило только «захотеть и немного попотеть». Потели и продолжаем потеть на скалолазании, АФК, ОФП, смываем пот заплывали во взрослом бассейне. Стоит понимать, что при задержке психического и речевого развития спорт является не самоцелью, а лишь инструментом для развития когнитивных и речевых функций. Всё для фронта, всё для победы 😇
🏅И самое главное — РЕЧЬ. Напомню, что Лёня изначально не был неговорящим ребенком. К 3,5 годам был большой запас отдельных слов, которые не объединялись ни во фразы, ни в вопросы, ни в предложения. За четыре года посевных работ с логопедами, дефектологами и прочими удобряющими процедурами у нас взошли полноценные предложения с правильными грамматическими конструкциями:
- Я не пойду в детский сад. Я хочу спать. У меня еще ночь на дворе😅
- Мама, пойдем в детский мир за новой машинкой? Ну пожалуйста!
- Дед Мороз принесёт мне Бластера Спарка?
- Как называется эта игрушка?
- Что тут написано?
Среди примеров его речи я привела вопросы. ВОПРОСЫ! Как же долго я их ждала! (Читать с интонацией главной героини «Москва слезам не верит»😅).
Надрессировать мозг ребенка хотеть получить информацию и сформулировать свой запрос очень сложно. Мы с дефектологами упорно ждали, когда мозг дозреет до этой потребности и насколько могли способствовали этому. Первые вопросы я услышала от Лёни примерно в 5 лет. Сначала это были вопросы, требующие ответа «да» или «нет»: например, «Ты заберёшь меня из сада?», «Мы поедем на пляж?». Затем появлялись вопросы с вопросительными словами: «Где папа?», «Куда делась моя машинка?».
Самых желанных вопросов с «почему» я пока так и не дождалась. Но еще, как говорится, не вечер.
To be continued.