Найти в Дзене

Редкие педальные машины СССР, «Музей автомобильных историй», г. Москва

Рядом с моим домом находится «Музей автомобильных историй» в который мы уже давно планировали сходить. В очередной раз проезжая мимо, решили заглянуть и вспомнить детство. Личного «педальника» в детстве у меня не было, но в Доме Культуры нашего небольшого городка имелся прокат педальных автомобилей, благодаря которому я и получил первый опыт вождения.

Прокат педальных автомобилей, 1980 год. Фото автора.
Прокат педальных автомобилей, 1980 год. Фото автора.

В музее представлены все основные педальные автомобили выпускавшиеся в СССР. Имеется в музее и один из первых советских педальных автомобилей – «ЗИМ».

Педальный автомобиль "ЗиМ". фото автора.
Педальный автомобиль "ЗиМ". фото автора.
Педальный автомобиль "ЗиМ". фото автора.
Педальный автомобиль "ЗиМ". фото автора.

Выпускать игрушку начали в 1930-м году. Считается, что прототипом послужил первый в Советском Союзе легковой автомобиль конвейерной сборки «ГАЗ-А».

Легковой автомобиль "ГАЗ-А", Фото из открытых источников.
Легковой автомобиль "ГАЗ-А", Фото из открытых источников.

В продажу эти машины не поступали, в качестве пробных экземпляров их распределяли по 10 штук в каждую область. На этих автомобилях устраивались первые детские автопробеги и соревнования.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Автомобиль «Урал», выпускался с 1957 по 1964 годы на Челябинском кузнечно - прессовом заводе, смотрится машина внушительно на все свои 20 кг )))

Педальный автомобиль "Урал". Фото автора.
Педальный автомобиль "Урал". Фото автора.

Выпускалась машина небольшим тиражом и достать ее было практически невозможно, за все время выпуска было изготовлено всего 67 тысяч штук. Значительное большинство сразу передавались в детские сады, лагеря и дома отдыха.

Педальный автомобиль "Урал". Фото автора.
Педальный автомобиль "Урал". Фото автора.

В дизайне «Урала» легко узнается автомобиль «Победа», но есть мнение что и «ЗИС – 110» мог послужить прототипом.

Легковой автомобиль "Победа", фото из открытых источников.
Легковой автомобиль "Победа", фото из открытых источников.
Автомобиль ЗИС - 110, фото из открытых источников.
Автомобиль ЗИС - 110, фото из открытых источников.

Педальный автомобиль «Москвич» 1-я серия, выпускался с 1960 по 1973 года на Московском автомобильном заводе АЗЛК. Этот автомобиль поступал в розничную продажу и его можно было приобрести.

Педальный автомобиль "Москвич" 1-я серия, фото автора.
Педальный автомобиль "Москвич" 1-я серия, фото автора.

Спрос на «Москвич» был огромный, выпускали его на отдельной конвейерной ленте. Ежегодно производили примерно 200 тысяч экземпляров, что равнялось выпуску полноразмерных автомобилей «Победа».

Педальный автомобиль "Москвич" 1-я серия, фото автора.
Педальный автомобиль "Москвич" 1-я серия, фото автора.
Педальный автомобиль "Москвич" 1-я серия, фото автора.
Педальный автомобиль "Москвич" 1-я серия, фото автора.

Из советских автомобилей прототипом педального «Москвича» можно считать модель Москвич 402 или 403.

Легковой автомобиль "Москвич 402", фото из открытых источников.
Легковой автомобиль "Москвич 402", фото из открытых источников.

Но, честно говоря, больше он похож на американский Studebaker Champion:

Легковой автомобиль "Studebaker Champion", фото из открытых источников.
Легковой автомобиль "Studebaker Champion", фото из открытых источников.

Есть и мнение, что Москвич 1-й серии был копией итальянского педального автомобиля «Giordani»:

Педальный автомобиль «Giordani», фото из открытых источников.
Педальный автомобиль «Giordani», фото из открытых источников.

В этом музее представлены и самые многочисленные педальные автомобили в СССР – Москвич 2-й (года выпуска 1973 – 1981 г.г.) и 3-й серии (выпускался с 1981 по 1994 г.г.).

Педальный Москвич 2-й серии, фото автора
Педальный Москвич 2-й серии, фото автора
Педальный Москвич 3-й серии, фото автора
Педальный Москвич 3-й серии, фото автора

Внешне они практически не отличались. Главное отличие заключается в том, что у Москвичей 3-й серии включались фары и работал клаксон. Москвичи этих серий очень часто встречаются и в наши дни как на выставках, так и в продаже. В этих педальных машинах легко узнается Москвич 408.

Москвич 408, фото из открытых источников.
Москвич 408, фото из открытых источников.
Педальные автомобили Москвич. Фото автора.
Педальные автомобили Москвич. Фото автора.

Есть в музее еще один педальный автомобиль, выпускавшийся на Московском заводе АЗЛК. Эта машина выпускалась под названием «Муравей» с 1990 по 1994 год. Напоминал автомобиль или маленький грузовик, или внедорожник. От других "педальников" отличался он еще и наличием 2-х скоростей.

Педальный автомобиль "Муравей". фото автора.
Педальный автомобиль "Муравей". фото автора.

Мне он напомнил ГАЗ 3307

ГАЗ 3307, фото из открытых источников.
ГАЗ 3307, фото из открытых источников.

Встретил в музее еще один редкий экспонат – педальный автомобиль «Ракета», выпускавшийся на Ленинградском Северном заводе с 1955 по 1965 годы. Встречается он сейчас крайне редко, выпустили их немного, а так как в изготовлении использовался алюминий, то и так небольшое количество еще больше сократилось благодаря сборщикам металлолома.

Педальный автомобиль "Ракета", фото автора.
Педальный автомобиль "Ракета", фото автора.
Педальный автомобиль "Ракета", фото автора.
Педальный автомобиль "Ракета", фото автора.
Педальный автомобиль "Ракета", фото автора.
Педальный автомобиль "Ракета", фото автора.

Нечасто встречается и «Малыш», еще один педальный автомобиль производства Челябинского кузнечно - прессового завода и выпускавшийся с 1965 по 1977 года. У автомобиля имелся секретный багажник, спрятанный за водительским сиденьем. Выпущено было более 20 тысяч штук, продавались они по 25 рублей.

Педальный автомобиль "Малыш", фото автора.
Педальный автомобиль "Малыш", фото автора.
Педальный автомобиль "Малыш", фото автора.
Педальный автомобиль "Малыш", фото автора.

Сколько не смотрел на «Малыша», так и не смог понять какой автомобиль мог послужить прототипом. Похож он немного и на ЗАЗ-966, и на ЛуАЗ -969.

 ЗАЗ-966                                                                      ЛуАЗ-969
ЗАЗ-966 ЛуАЗ-969

Зато прототип следующего экспоната музея легко узнается. Педальный 3-х колесный мотороллер «Крошка» очень похож на своего «взрослого» собрата мотороллер «Вятка»

Педальный мотороллер "Крошка", фото автора.
Педальный мотороллер "Крошка", фото автора.
Мотороллер "Вятка", фото из открытых источников.
Мотороллер "Вятка", фото из открытых источников.

Педальный мотороллер "Крошка", фото автора.
Педальный мотороллер "Крошка", фото автора.

Выпускался педальный мотороллер с 1960 года на Машиностроительном заводе имени Калинина, город Свердловск (в настоящее время Екатеринбург). В отличии от педальных автомобилей, на мотороллере применялся цепной привод, а не возвратно-поступательный.

Ещё один интересный экспонат – педальный автомобиль «Львовянка». Выпускали эту машину на Львовском заводе погрузчиков с 1977 по 1993 год. Справа и слева от центра капота располагались поворотники, включались они с помощью выключателей, а в центре капота расположен проблесковый маячок.

Педальный автомобиль "Львовянка", фото автора
Педальный автомобиль "Львовянка", фото автора

Дизайн «Львовянки» чем-то напоминает отечественную «копейку»

ВАЗ-2101, фото из открытых источников.
ВАЗ-2101, фото из открытых источников.

Педальный трактор «Орленок», выпускался с 1980 по 1991 год на Омском авиационном заводе «Полет». Фары, расположенные в передней части трактора не горели, рычажком на панели приборов можно было включить только «поворотники».

Педальный трактор "Орленок", фото автора.
Педальный трактор "Орленок", фото автора.
Педальный трактор "Орленок", фото автора.
Педальный трактор "Орленок", фото автора.
Педальный трактор "Орленок", фото автора.
Педальный трактор "Орленок", фото автора.

Следующий экспонат музея, педальный автомобиль «Нева», выпускался на Ленинградском Северном заводе с 1965 по 1978 годы, почти все они продавались только в Ленинграде. В отличии от других отечественных педальных машин у «Невы» открывался капот, под которым находился алюминиевый макет двигателя.

Педальный автомобиль "Нева"
Педальный автомобиль "Нева"

Педальный автомобиль «Орь», выпускался на одном из промышленных предприятий города Орск примерно в 1980-1990-е года. Продавалась «Орь» только в Орске, поэтому в настоящее время в продаже они попадаются не часто.

Педальный автомобиль "Орь", фото автора.
Педальный автомобиль "Орь", фото автора.
Педальный автомобиль "Орь", фото автора.
Педальный автомобиль "Орь", фото автора.

Считается, что прообразом этого педального авто послужил ЛуАЗ 969 "Волынь"

ЛуАЗ 969 "Волынь", фото из открытых источников.
ЛуАЗ 969 "Волынь", фото из открытых источников.

Наверное, самый известный советский «конь-педальный». Выпускался на нескольких заводах, одним из которых был Московский завод детских велосипедов. Выпускался примерно с 1956 по 1994-й год. Продавали «коней» по 21 рублю 50 копеек. Наряду с педальными «Москвичами», педальные «Кони» были основным транспортом в советских предприятиях проката.

Педальный конь, фото автора.
Педальный конь, фото автора.

Представлены в музее и самодельные педальные транспортные средства. Больше всего из которых мне понравился самодельный педальный самолет, сделанный в 30-х годах прошлого века.

Педальный самолет, фото автора.
Педальный самолет, фото автора.
Педальный самолет, фото автора.
Педальный самолет, фото автора.

Удлиненный «Москвич» сделанный из двух москвичей 3-й серии, современная конверсия.

"Москвич" киносъемочная, фото автора
"Москвич" киносъемочная, фото автора

«Москвич» ГАИ (современная конверсия)

"Москвич" ГАИ, фото автора
"Москвич" ГАИ, фото автора

В нашей статье представлены не все экспонаты «Музея автомобильных историй», кроме педальных автомобилей там представлены и детские электромобили, и настоящие авто, в общем, есть на что посмотреть, что вспомнить, нам понравилось.

  • Другие статьи о музеях и деревянных игрушках СССР можно прочитать ЗДЕСЬ
  • Статьи про самые дорогие, по итогам аукционов, игрушки СССР можно прочитать ТУТ

Спасибо за внимание! Продолжение следует…