Рядом с моим домом находится «Музей автомобильных историй» в который мы уже давно планировали сходить. В очередной раз проезжая мимо, решили заглянуть и вспомнить детство. Личного «педальника» в детстве у меня не было, но в Доме Культуры нашего небольшого городка имелся прокат педальных автомобилей, благодаря которому я и получил первый опыт вождения.
В музее представлены все основные педальные автомобили выпускавшиеся в СССР. Имеется в музее и один из первых советских педальных автомобилей – «ЗИМ».
Выпускать игрушку начали в 1930-м году. Считается, что прототипом послужил первый в Советском Союзе легковой автомобиль конвейерной сборки «ГАЗ-А».
В продажу эти машины не поступали, в качестве пробных экземпляров их распределяли по 10 штук в каждую область. На этих автомобилях устраивались первые детские автопробеги и соревнования.
Автомобиль «Урал», выпускался с 1957 по 1964 годы на Челябинском кузнечно - прессовом заводе, смотрится машина внушительно на все свои 20 кг )))
Выпускалась машина небольшим тиражом и достать ее было практически невозможно, за все время выпуска было изготовлено всего 67 тысяч штук. Значительное большинство сразу передавались в детские сады, лагеря и дома отдыха.
В дизайне «Урала» легко узнается автомобиль «Победа», но есть мнение что и «ЗИС – 110» мог послужить прототипом.
Педальный автомобиль «Москвич» 1-я серия, выпускался с 1960 по 1973 года на Московском автомобильном заводе АЗЛК. Этот автомобиль поступал в розничную продажу и его можно было приобрести.
Спрос на «Москвич» был огромный, выпускали его на отдельной конвейерной ленте. Ежегодно производили примерно 200 тысяч экземпляров, что равнялось выпуску полноразмерных автомобилей «Победа».
Из советских автомобилей прототипом педального «Москвича» можно считать модель Москвич 402 или 403.
Но, честно говоря, больше он похож на американский Studebaker Champion:
Есть и мнение, что Москвич 1-й серии был копией итальянского педального автомобиля «Giordani»:
В этом музее представлены и самые многочисленные педальные автомобили в СССР – Москвич 2-й (года выпуска 1973 – 1981 г.г.) и 3-й серии (выпускался с 1981 по 1994 г.г.).
Внешне они практически не отличались. Главное отличие заключается в том, что у Москвичей 3-й серии включались фары и работал клаксон. Москвичи этих серий очень часто встречаются и в наши дни как на выставках, так и в продаже. В этих педальных машинах легко узнается Москвич 408.
Есть в музее еще один педальный автомобиль, выпускавшийся на Московском заводе АЗЛК. Эта машина выпускалась под названием «Муравей» с 1990 по 1994 год. Напоминал автомобиль или маленький грузовик, или внедорожник. От других "педальников" отличался он еще и наличием 2-х скоростей.
Мне он напомнил ГАЗ 3307
Встретил в музее еще один редкий экспонат – педальный автомобиль «Ракета», выпускавшийся на Ленинградском Северном заводе с 1955 по 1965 годы. Встречается он сейчас крайне редко, выпустили их немного, а так как в изготовлении использовался алюминий, то и так небольшое количество еще больше сократилось благодаря сборщикам металлолома.
Нечасто встречается и «Малыш», еще один педальный автомобиль производства Челябинского кузнечно - прессового завода и выпускавшийся с 1965 по 1977 года. У автомобиля имелся секретный багажник, спрятанный за водительским сиденьем. Выпущено было более 20 тысяч штук, продавались они по 25 рублей.
Сколько не смотрел на «Малыша», так и не смог понять какой автомобиль мог послужить прототипом. Похож он немного и на ЗАЗ-966, и на ЛуАЗ -969.
Зато прототип следующего экспоната музея легко узнается. Педальный 3-х колесный мотороллер «Крошка» очень похож на своего «взрослого» собрата мотороллер «Вятка»
Выпускался педальный мотороллер с 1960 года на Машиностроительном заводе имени Калинина, город Свердловск (в настоящее время Екатеринбург). В отличии от педальных автомобилей, на мотороллере применялся цепной привод, а не возвратно-поступательный.
Ещё один интересный экспонат – педальный автомобиль «Львовянка». Выпускали эту машину на Львовском заводе погрузчиков с 1977 по 1993 год. Справа и слева от центра капота располагались поворотники, включались они с помощью выключателей, а в центре капота расположен проблесковый маячок.
Дизайн «Львовянки» чем-то напоминает отечественную «копейку»
Педальный трактор «Орленок», выпускался с 1980 по 1991 год на Омском авиационном заводе «Полет». Фары, расположенные в передней части трактора не горели, рычажком на панели приборов можно было включить только «поворотники».
Следующий экспонат музея, педальный автомобиль «Нева», выпускался на Ленинградском Северном заводе с 1965 по 1978 годы, почти все они продавались только в Ленинграде. В отличии от других отечественных педальных машин у «Невы» открывался капот, под которым находился алюминиевый макет двигателя.
Педальный автомобиль «Орь», выпускался на одном из промышленных предприятий города Орск примерно в 1980-1990-е года. Продавалась «Орь» только в Орске, поэтому в настоящее время в продаже они попадаются не часто.
Считается, что прообразом этого педального авто послужил ЛуАЗ 969 "Волынь"
Наверное, самый известный советский «конь-педальный». Выпускался на нескольких заводах, одним из которых был Московский завод детских велосипедов. Выпускался примерно с 1956 по 1994-й год. Продавали «коней» по 21 рублю 50 копеек. Наряду с педальными «Москвичами», педальные «Кони» были основным транспортом в советских предприятиях проката.
Представлены в музее и самодельные педальные транспортные средства. Больше всего из которых мне понравился самодельный педальный самолет, сделанный в 30-х годах прошлого века.
Удлиненный «Москвич» сделанный из двух москвичей 3-й серии, современная конверсия.
«Москвич» ГАИ (современная конверсия)
В нашей статье представлены не все экспонаты «Музея автомобильных историй», кроме педальных автомобилей там представлены и детские электромобили, и настоящие авто, в общем, есть на что посмотреть, что вспомнить, нам понравилось.
- Другие статьи о музеях и деревянных игрушках СССР можно прочитать ЗДЕСЬ
- Статьи про самые дорогие, по итогам аукционов, игрушки СССР можно прочитать ТУТ
Спасибо за внимание! Продолжение следует…