Родители часто спрашивают, когда ребенку нужен логопедический массаж? Давайте разбираться, можно ли самостоятельно принять решение о необходимости данной процедуры и в каких случаях он обязателен.
Логопедический массаж —вспомогательный метод, который позволяет повысить эффективность коррекции ряда речевых нарушений. Как и любой другой метод, он имеет свои показания. Но при этом и противопоказания! Ответим на один из вопросов сразу: решение о необходимости применения логомассажа принимается неврологом и логопедом.
Для чего нужен логопедический массаж?
Логопедический массаж преследует собой следующие задачи:\
- нормализация мышечного тонуса органов артикуляторного аппарата;
- улучшение чувствительности основных подвижных его частей, принимающих активное участие в артикуляции (губ, кончика языка, боковых краев языка, средней и задней части спинки языка);
- преодоление гиперкинезов (насильственных движений), синкинезий (содружественных движений), что особенно актуально в коррекции речевых нарушений у детей с ДЦП;
- устранение судорожного состояния мышц речевого аппарата.
Уже по этому ряду можно определить речевые нарушения, при которых показан логомассаж.
1. Дизартрия
Дизартрия является наиболее распространенной формой речевой патологии у детей. В результате этого нарушения страдает произносительная сторона речи (звукопроизношение, звукослоговая структура, речевое дыхание, часто – интонационная сторона речи). Более подробно о дизартрии узнаете в нашей статье:
Явным признаком дизартрии является невнятная речь, нечеткая дикция на фоне нарушения мышечного тонуса органов артикуляции. При гипотонусе показан активизирующий (стимулирующий) логопедический массаж, при гипертонусе – расслабляющий. При экстрапирамидной дизартрии, сопровождающей гиперкинетическую форму ДЦП, часто используют точечный массаж, позволяющий снизить частоту гиперкинезов. Уменьшение слюнотечения (гиперсаливации) при дизартрии также является задачей логопедического массажа.
Но даже при дизартрии логопедический массаж нужен не во всех случаях.
2. Ринолалия
Ринолалия встречается гораздо реже, чем дизартрия. У детей наиболее распространена органическая открытая ринолалия, вызванная врожденными расщелинами губы и неба. Это тяжёлая форма речевой патологии, требующая не только логопедической коррекции, но и хирургического лечения. Наличие анатомического дефекта в области твердого и мягкого неба приводит к формированию неправильного положения языка в ротовой полости. Язык напряжен, спинка языка поднята вверх, закрывая расщелину в нёбе. В результате нарушена артикуляция не только согласных, но и гласных звуков. Длительное сохранение такого положения языка приводит к утрате подвижности кончика и боковых краёв языка, принимающих участие в артикуляции согласных, а также к снижению чувствительности в этих зонах.
Одновременно с этим можно наблюдать повышение мышечного тонуса средней и задней частей языка, которые все время находятся в поднятом состоянии.
Задачами логопедического массажа в этом случае являются расслабление одних мышц и активизация других с восстановлением утраченной чувствительности.
3. Заикание
Да при заикании тоже есть показания к массажу. Высокая эффективность его применения достигается на начальной стадии развития заикания. Процедура способствует уменьшению речевых судорог, расслаблению, что благоприятно отражается на психологическом статусе заикающегося.
4. Алалия
При моторной алалии логопедический массаж целесообразно использовать в случае наличия у ребенка кинестетической апраксии. Подробнее о видах апраксии можно прочитать в статье:
Основная цель использования логопедического массажа в этом случае – улучшение чувствительности подвижных органов артикуляции. При кинестетической апраксии одновременно с массажем рекомендованы ежедневные тренировки артикуляторно-сенсорных схем, позволяющие улучшить двигательно-кинестетическую обратную связь, что в свою очередь положительно отражается на способности находить нужную артикуляторную позу.
Однако у большинства детей с моторной алалией наблюдается не кинестетическая, а кинетическая апраксия (трудности переключения от одной артикуляторной позиции к другой). В этом случае массаж не требуется, а необходима тренировка процессов переключения – развитие динамического праксиса.
При сенсорной алалии логопедический массаж также не показан.
5. При задержке речевого развития
Логопедический массаж показан в случае, если задержка речевого развития протекает на фоне недостаточности артикуляторной моторики, имеется несформированность функций жевания и глотания (инфантильный тип глотания – ребенок ест только протёртую пищу, выплёвывает твердую).
Противопоказания к логопедическому массажу
Как мы уже сказали, если есть показания, то имеются и противопоказания:
- увеличение лимфатических узлов;
- заразные (вирусные, бактериальные, грибковые) заболевания ротовой полости, глаз (гингивит, стоматит, коньюктивит);
- простуда, детские инфекции;
- наличие повреждений кожи, патологических процессов в области массажа (ссадины, царапины, фурункулез, сыпь и пр.);
- болезни крови и сосудов;
- эписиндром в анамнезе.
Кто проводит массаж?
Массаж может проводить специалист, который работает с ребенком (логопед, дефектолог, массажист, инструктор ЛФК), прошедший специальное обучение логопедическому массажу.
А что насчёт самомассажа?
Для чёткой и правильной артикуляции нужны сильные и подвижные органы речевого аппарата. А потренировать и подготовить их можно с помощью массажа.
Чем он полезен?
нормализует тонус мимической и артикуляционной мускулатуры
- улучшает качество артикуляционных
- движений для четкого звукопроизношения
- помогает активизировать работу мышц губ
- снимает напряжение с языка, губ, челюсти и мимических мышц
Попробуйте выполнить вместе с нами!
Делать или не делать?
Помните, что важно точно знать особенности своего ребенка. Записывайтесь к нам на бесплатное диагностическое занятие. Наши опытные специалисты смогут верно построить коррекционный маршрут, а вы сможете задать волнующие вас вопросы.