Сегодня мы снова продолжаем нашу серию статей о построенной в 1939 г. заброшенной отдельной башенной береговой артиллерийской батарее №26 Шкотовского Укрепленного Района Тихоокеанского флота на острове Аскольд, которая была вооружена двухорудийными 180-мм башенными установками МБ-2-180.
В предыдущих статьях мы рассказывали про её орудийные блоки и силовой блок, а в этот раз остановимся подробно на подземном двухэтажном блоке Командно-наблюдательного Пункта этого гиганта артиллерийской фортификации.
О истории строительства этой батареи вы можете почитать в нашей первой статье этого цикла, так что просто коротко напомним, что строилась батарея №26 с 1936 по 1939 гг. и представляла собой разнесённые на расстояние около 850 метров подземные двухэтажные блоки, соединённые скальной потерной глубокого залегания, достигавшей глубины до 40 метров.
И в этот раз мы перенесёмся ниже по террасе мыса Елагина к удалённому от огневой позиции блоку КНП. Его более низкое расположение связано с постоянными верховыми туманами, которые поднимаются практически каждый день на позицию батареи.
На подходе к позиции КНП располагалась позиция малокалиберной зенитной артиллерии с четырьмя укрытиями и отапливаемым гаражом
Они построены из бутобетона.
Вот мы и подошли к холму позиции самого КНП с торчащими бетонными "колпаками".
Два маленьких по бокам это огневые точки, которые прикрывали подходы к КНП.
А возвышающаяся по центру более крупная огневая точка, одновременно являлась фундаментом радиолокационной станции орудийной наводки "Залп-Б".
Так выглядел вход в него.
Конструкция на которой стояла РЛС.
Рядом лежит упавшая антенна связи.
Чуть ниже из земли торчит металлическая броневая командирская рубка управления огнём.
Сверху на ней торчит щиток вращающегося визира батарейного командира.
Толщина стенок этой рубки наверное сантиметров 30 если не больше.
А так выглядит когда-то замаскированный лёгкой металлической крышей спуск под землю.
Который приводит к сквознику главного входа. В сам сквозник ведут два прохода, а справа видна гермодверь, ведущая в потерну рубки дальномера, о которой мы расскажем в следующей статье.
А сейчас заходим в сквозник.
Который смыкается у главного входа, защищённого броневой дверью.
Размеры блока КНП составляют около 15х15 метров, а толщина бетонного покрытия достигает более двух метров.
За которой следует ряд тамбур-шлюзов с герметическими дверями. По левой стороне расположен грязный тамбур-шлюз санитарного пропускника, который служил для дегазации заражённой одежды.
А справа располагалось помещение фильтро-вентиляционной установки.
С семью столбиками фильтров-поглотителей, служивших для очистки воздуха, сначала от химического оружия,а после модернизации и от радиоактивной пыли.
Расширительная камера с задвижкой переключения режимов воздухозабора.
Здесь очень много гермодверей.
За одной из них располагалось помещение аккумуляторной, служившей для поддержания работоспособности оборудования КНП пока не включатся в работу дизель-генераторы.
А так выглядит лестница в броневую рубку.
Поднимемся в неё.
Здесь находился вращающийся оптический визир командира батареи.
Бронестёкла на одной из нескольких круговых смотровых щелей.
И вид на щиток визира.
А это один из спусков на нижний этаж, где раньше располагалась рубка связи, кубрик и небольшой дизель-генератор.
На стене одного из помещений сохранилась батарея отопления, питавшаяся от собственного котла отопления КНП.
А ещё с нижнего этажа КНП можно было попасть через люк в ствол потерны глубокого залегания, которая соединяла блок с другими объектами батареи.
В следующей статье мы покажем расположенную рядом позицию дальномера, а на этом пока что всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 2204 1202 0111 0638
Спасибо за просмотр и до новых встреч.