Найти тему
Культурная Карта

СЕРДЦЕ СОБАКИ СКЛОННО К ИЗМЕНЕ

При возвращении в реальность после новогодних чудес потянуло вдруг в нехорошую квартиру Булгакова, которая благодаря усилиям режиссёра Романа Габриа и художника Анвара Гумарова воплотилась на Малой сцене Новосибирского театра «Красный факел» в виде апартаментов профессора Преображенского. Оказавшись на приставном стуле где-то у стены, в первые же минуты спектакля почувствовала себя одной из тех, кто пришёл в приёмную доктора только «на собачку поглазеть, точнее ― на «Собачье сердце».

Что происходит в квартире профессора Преображенского на углу Пречистенки и Обухова переулка? Научный прорыв, чудо или преступление? И что движет человеком, стремящимся к мировым открытиям? Научный интерес, тщеславие или банальный бизнес? Конечно, операция по пересадке гипофиза Чугункина в мозг невинного животного ― это фантастика, которая позволяет нам заглянуть за грани возможного, когда рушится ДНК, космос, вся Солнечная система и появляются такие Шариковы, будущие глобалисты, замахнувшиеся на мировой порядок.

Фото из архива театра. Создатели спектакля после премьеры
Фото из архива театра. Создатели спектакля после премьеры

Отличный актёрский состав. Точное попадание в персонажей. Немного мягкий домоуправ Швондер в лице Дениса Казанцева. Зато каков Владимир Лемешонок в роли товарища Шарика! Линия личных отношений между людьми обнажила линию нравственного и такого же личного (если позволите) по отношению к животному. К чьему плечу можно голову склонить... есть или нет? Как Шарикова тянуло к машинистке, так ли светилы медицины относились к своим женщинам? Или то не отношения вовсе... Тикают часы, часики. Грустная музыка органично вплетается в этот сюжет и позволяет одиночеству толкать на близость в отчаянных поисках. Ведь каждой живой душе хочется тепла, заботы и ласки, в т.ч. и тем, чьи глаза смотрят с фотографий в холле театра «Красный факел».

Фото Анжелики Лукиной
Фото Анжелики Лукиной

Здесь специально к премьере была открыта фотовыставка с аналогичным называнием. На фото ― псы из разных городов России. Авторы фото ― зрители театра.

«Тема, на которую всей душой откликнулась команда "Собачьего сердца", сочиняя спектакль, — бездомные собаки Новосибирска и других городов. Невозможно остаться равнодушным к бессердечию людей, которые бросили своих животных на улицах. Вопрос сочувствия и особой степени гуманизма сформировал, пожалуй, новый взгляд на известный сюжет повести Михаила Булгакова и участь прооперированной одинокой собаки. Позволительно ли профессору Преображенскому, даже если он "мировой светило", брать на себя ответственность за судьбу и, более того, жизнь бездомного животного?» ― написано в аннотации.

Посмотрев ещё раз программку, поймала себя на мысли, что совсем не помню мелодию, которая подчёркивала драматизм, лиризм и комизм ситуаций, происходящих в апартаментах Филиппа Филипповича. Для меня это плюс. Только два момента, которые показались в спектакле неестественными: обувь в операционной, ботинки и туфли... если бы не тщательная дезинфекция рук, на ноги можно было бы и не обратить внимание. Но в этой истории всё внимание именно вниз: собака, пол, земля, обувь. Мы смотрим вниз чаще, чем в других постановках. И второе, снова про пол, который моет кухарка Дарья Петровна, и ей в этом активно мешает длинная коса. Я бы убрала волосы (шпильки, косынка). Или в этом нужно искать смыслы?

Отдельное удивление и эстетический плюс от фотографий с постановки в исполнении сказочного фотографа Катерины Коржанской. Эти иллюстрации как обложка у книги делают постановку булгаковской собачьей истории желанной к прочтению, просмотру, осмыслению и… обсуждению.

Анжелика ЛУКИНА, фото Катерины КОРЖАНСКОЙ