10 января 2024 года автор книги «Неупорядоченный шедевр: «Дюна» Дэвида Линча – устная история», Макс Эври, объявил, что нашел наполовину законченный сценарий к запланированному сиквелу экранизации романа Фрэнка Герберта «Дюна» 1984 года за авторством самого Дэвида Линча. Информация прямо-таки сомнительная. Очередная чудесная находка аккурат перед выходом сиквела к фильму Дени Вильнева. Да и тот же Линч на запрос самого Эври предоставить информацию, касаемо находки, не удосужился ответить. Эври получил лишь отписку, которая гласила, что-то «Мистер Линч вроде бы помнит, что писал что-то, но не припоминает, чтобы когда-либо заканчивал это. Поскольку «Дюна» в его глазах провал, и он не хочет тратить время на размышления или разговоры о ней». Будем разбираться!
- Факт 1. Дино Де Лаурентис действительно выкупил права не только на «Дюну», но и на ее продолжения. А актеры подписали контракт на два фильма. Естественно планировалась трилогия. Но момент в том, что первую «Дюну» планировали разбить на два фильма. Казалось бы, вот и ответ! Никакого сиквела, просо один фильм разбитый на две части. Вот только контракт подписал и Ричард Джордан. А его персонаж Дункан Айдахо погибает в первой половине фильма – условно в первой серии. Так получается, что Джордан согласился по сути на камео, чтобы сыграть полноценную роль в сиквеле. Это подтверждает и один из любимых актеров Линча, Эверетт Макгилл, который сыграл Стилгара. Макгиллу очень нравилась сцена, в которой Стилгар просит Пола избавиться от «подарка» в виде гхолы Айдахо. Так что планы на сиквел были большие.
- Факт 2. В библиотеке Поллака Калифорнийского государственного университета в Фуллертоне, в архиве Фрэнка Герберта хранится несколько черновых рукописей «Дюны» Герберта и других работ с примечаниями автора. Именно там Эври нашел папку с наклейкой с надписью «Изменения сценария Мессия Дюны», адресованную VFX-менеджеру Барри Нолану. Именно Нолан занимался специальными эффектами в «Дюне» Дэвида Линча. И именно в его офисе Линч занимался окончательным монтажом.
- Факт 3. Фрэнку Герберту нравился подход Линча к экранизации, не взирая на радикальные расхождения с книгой. В интервью журналу «Prevue» в декабре 1984 года Герберт заявил, что у него есть копия и он консультирует Линча по этому поводу. «Теперь, когда мы говорим на одном «языке», нам обоим намного легче добиваться прогресса, особенно в написании сценариев». Якобы во время интервью Герберт даже продемонстрировал черновой вариант сценария «Дюны II».
- Факт 4. В интервью журналу «Starburst» №78 от января 1985 года Дэвид Линч действительно рассказывал, что работает над сценарием условной «Дюны II». Линчу очень нравилось адаптировать сценарий «Мессии Дюны». А вот с «Дюной III» были уже проблемы. Если в «Мессии Дюны» он видел потенциал и нереализованные идеи, то «Дети Дюны» ему категорически не нравилась. И это при том, что поклонникам серии «Мессия Дюны» пришлась не очень-то по вкусу. Дело в том, что большая часть повествования сосредоточена на дворцовых интригах, а не на действии. А Пол Атрейдес выступает в них практически пассивным наблюдателем – ведь он предвидел большинство исходов, но отягощенный чувством вины он добровольно идет в расставленную ловушку. Под конец читателя ждет сюжетный твист, но лишь под конец…
В книге «Линч на Линче», выпущенной в 1997 году, Линч подтверждает, что, действительно, долгое время работал над сценарием даже после выхода фильма. Одно время он даже рассматривал вариант выпустить режиссерскую версию, но когда студия Universal обратилась к нему с таким предложением – отказался. После этого Линч перестал отвечать на вопросы, касающиеся «Дюны». В 2022 году вновь сменил гнев на милость и заявил, что «прошло достаточно времени, чтобы ему, по крайней мере, было любопытно еще раз взглянуть на отснятый материал». В общем, мистер Линч мастерски переобувается в воздухе. Неудивительно, что сейчас он не хочет говорить о сиквеле.
Может показаться, что все интервью даны после провала фильма в прокате и не имеют смысла. На самом же деле «Дюна» вышла в декабре 1984 года. А интервью были даны незадолго до и незадолго после премьеры. Тогда провал был еще не так очевиден. Так что, да, Линч вполне мог работать над продолжением в период постпродакшена, и черновой сценарий сиквела вполне реален.
Черновой вариант, найденный Эври, состоит из 56 страниц (в сценарии одна страница соответствует одной минуте фильма – 56 минут). И это действительно именно половина фильма, а не черновой набросок общей канвы сюжета (как было с Робокопом). Из него мы узнаем, что Линч заложил некоторые основы для сиквела уже в первом фильме. Во-первых, Дункан Айдахо – ни для кого не секрет, что он должен был вернуться в сиквеле. Во-вторых, врач барона, сыгранный Леонардо Чимино. «И что «врач барона»? Его в фильме-то меньше, чем Айдахо! Появляется только в начале» И исчезает из повествования вместе с Дунканом.
Чимино может и не звездный актер, но весьма популярный на телевидении и на Бродвее, чтобы его задействовать лишь в эпизоде. К тому же, его персонажа не просто вырезали – он исчез по сюжету. Дело в том, что доктор на самом деле лицевой танцор Тлейлаксу – Скайтейл. Пока Барон был занят Лето Атрейдесом, Скайтейл сбегает с телом Дункана.
«Дюна II» начинается с середины первого фильма (как бы странно это не звучало), в момент атаки Харконненов на замок Атрейдесов.
В коридоре, где Дункан Айдахо (Ричард Джордан) был убит выстрелом в голову, его закрытое щитом мертвое тело все еще плавает по полу, гудя и искрясь. Из тени появляется знакомое лицо: Врач барона (Леонардо Чимино).
Далее следует десятиминутная сцена показывающая мир Бене Тлейлаксу, а заодно и превращение мертвого тела Дункана Айдахо в гхолу. У Герберта не было детального описания ни мира, ни процесса. Так что тут Линч проявил свою фантазию. Это должен быть мрачный фантасмагорический мир из темного метала с каналами, заполненными химикатами и кислотами, выстланными маленькими мертвыми розовыми животными в пробирках. Так Линч передает привет Гиеди Прайм с его синтезом технологии и плоти.
Друзья Скайтейла смеются и нервно перекатывают шарики в руках, наблюдая, как Скайтейл поет восемнадцатью ртами в восемнадцати головах, соединенных вместе плотью, похожей на дряблый шланг. Головы поют по всей розовой комнате. Один мужчина открывает рот, и стайка крошечных людей начинает петь под аккомпанемент Скайтейла. Другой мужчина выпускает парящую собаку, которая взрывается в воздухе, отчего все становятся маленькими и теряются в волокнах прекрасного ковра. Несмотря на то, что они маленькие, все они продолжают смеяться, и смех этот теперь чрезвычайно высокий. Скайтейл (теперь у него только одна голова) ползет по стене, истерически смеясь.
Линч есть Линч. В его представлении помещение, где проходит трансформация Дункана, описывается как красивая ярко-розовая комната с фиолетовым освещением, представляющая собой смесь гостиной и хирургической палаты. Что-то напоминает, не так ли? Теперь понятно откуда «растут ноги» Красной комнаты в Черном Вигваме из сериала «Твин Пикс».
В процессе лицо Скайтейла превращается в лицо Айдахо и обратно. Планировалось показать это при помощи ранней технологии морфинга, которую еще только предстояло изобрести. Провал «Дюны» застопорил этот процесс. И технология была разработана и применена только в 1988 году в фильме «Уиллоу».
После возрождения Дункана в виде гхолы, Скайтейл получает задание от сводного брата Владимира Харконнена, Абулурда. Он хочет, чтобы Скайтейл выкрал песчаного червя у Пола Атрейдеса. Для чего Линч вновь ввел Харконненов в повествование? Зачем им червь? Почему Скайтейл соглашается, если у него уже есть план по свержению императора раз он похитил и создал гхола Дункана? Неизвестно.
После получения задания Скайтейл встречается с другими заговорщиками на снежной планете Валлах IX (нельзя же просто так взять и не пнуть Джорджа Лукаса с его ледяной планетой Хот). Заговорщиками, как и в книге оказываются принцесса Ирулан, преподобная мать Гайя-Елена Мохиам и Навигатор Гильдии Эдрик. С этого момента сценарий более-менее следует книге.
Эдрик преподносит Полу «подарок» - гхолу Дункана. Происходит это в огромном подземном тронном зале, где Пол держит песчаного червя. Хоть в «Дюне II» признается наличие осадков из концовки предыдущего фильма (Ирулан спрашивает Пола: «Ты больше никогда не допустишь дождя?»), черви по-прежнему свирепствуют на Дюне. В этой же сцене Чани проявляет навыки опытного бойца, когда один из фрименов вызывает Пола на дуэль. Чани заявляет, что прежде, чем нанести удар императору, пусть попробует ударить наложницу. После этого с легкостью одолевает противника. Этот эпизод призван компенсировать недостаток боевых сцен с участием Чани в первом фильме. При том, что актриса Шон Янг была утверждена на роль с учетом ее навыков танцовщицы и спортсменки, с целью продемонстрировать ее навыки в боевых сценах.
Мохиам призывает Ирулан убить Чани и склонить Пола на инцест с сестрой. Роль взрослой Алии отводили Дженнифер Джейсон Ли. Как и положено, она должна быть дерзкой и сексуальной. Сначала она присутствует в тронном зале вместе с Полом. А потом обнаженная сражается с боевым роботом. Пол входит в комнату, чтобы остановить становящегося все более быстрым и опасным робота, и видит сестру обнаженной.
Как только Ирулан замечает возможное влечение между Полом и Алией, она не выдерживает и рассказывает обоим о заговоре Гильдии против них. Сцена с раскаянием Ирулан есть и в книге, но значительно позже. Поэтому Герберт вычеркнул всю сцену к чертям.
Скайтейл тем временем убивает дочь одного из фрименов и выдает себя за нее. Пока Дункан и Алия занимаются обезображенным трупом жертвы Скайтейла, последний просит Пола проследовать за ним в ловушку. Пол соглашается… на этом сценарий обрывается.
Но, работа над эффектами продолжалась. Все тот же Барри Нолан, который создавал визуальные эффекты «глаз Ибада» для первого фильма, смоделировал тестовую версию выжженых глаз, которые в результате получил Пол.
«На случай, если мы будем снимать второй фильм. Я сделал ему глаза черными. Дэвид подумал, что это хорошая идея».
Не обошлось и без фирменных внутренних диалогов персонажей (за которые фильм Ли6ча недолюбливают) и конечно же психоделических видений.
Океан крови. Обращение неясной фигуры скрытой в тени, которая превращается в «массивный чёрный вибрирующий мягкий куб криков».
Не совсем понятно в каком ключе Линч продолжил бы свою историю. Герой ли Пол, или же чудовище. В самой книге Пол неохотно шел по Золотому Пути. В книге в разговоре со Стилгаром Пол отмечает, что он убил больше людей, чем кто-либо в истории, в том числе и Гитлер. Этот любимый аргумент тех фанатов «Дюны», что считают Пола злодеем, в сценарии отсутствует. Да и в первом фильме Пол не испытывает сомнений в своих действиях. И тем не менее Линчу предстояло сделать выбор: герой или злодей?
«Мессия Дюны» не должна была стать эпическим приключением «Дюны», - говорит Макгилл. - Эта история о трезвой реальности, последовавшей за опьяняющим бунтом, и в придачу наш мессия заканчивает тем, что блуждает по пустыне, слепой, как летучая мышь».
Но, мы так и не узнаем какой выбор сделал бы Линч.
Остается довольствоваться коротенькой запиской на обороте последней страницы сценария: «Метафоры: песок из сапога Пола (песочные часы)».
Не забывайте подписываться на канал. Впереди еще много интересного.