Всё развитие авиации идёт по пути уменьшения уровня риска в результате целенаправленного перемещения в зоне воздействия смертельно опасных внешних факторов.
С целью уменьшения риска нанесения ущерба лицам и имуществу создана многоуровневая система защиты, снижающая серьёзность последствий воздействия на лиц и имущество смертельно опасных внешних факторов.
В случае функционирования системы защиты уровень риска напрямую зависит от состояния системы защиты, от её способности снижать серьёзность последствий воздействия внешних факторов.
Также уровень риска находится в прямой зависимости от способности системы защиты самостоятельно поддерживать своё рабочее состояние.
Постоянное совершенствование системы защиты и соответствующее уменьшение уровня риска в результате этого совершенствования является основой поддержания рабочего состояния системы защиты.
Первым шагом к совершенствованию системы является оценка текущего состояния системы защиты и определение конкретных элементов требующих совершенствования, изменения, улучшения.
На разных этапах развития авиации оценка состояния функционирующей системы проводилась разными методами, которые тоже совершенствовались в результате многолетнего развития.
От самых простых, по явным проявлениям состояния системы защиты, до всё более усложняющихся -
1. По полному несрабатыванию системы защиты (причинение ущерба лицам и имуществу) — катастрофа.
2. По полной неспособности системы защиты выполнять свои функции — авария.
3. По (не)работоспособности отдельных элементов системы защиты — инцидент.
Все эти события, связанные с проявлением отказов отдельных элементов системы защиты или полным её несрабатыванием, служили поводом для определения конкретных отказов системы защиты и точечного совершенствования (изменения, улучшения) её состояния.
Развитие многоуровневой системы защиты со временем привело к такому состоянию, при котором уже существующая система защиты должна быть в принципе способна своими собственными процедурами предупреждая и парируя внутренние отклонения сохранять рабочее состояние и в таком состоянии успешно снижать серьёзность последствий постоянного воздействия внешних факторов.
В этих условиях, в условиях такого уровня развития элементов и процедур системы защиты, отклонения от нормального функционирования и даже полный отказ отдельных элементов и процедур системы защиты не должен приводить к снижению работоспособности всей системы защиты в целом.
При этом проявляющиеся и выявляемые отклонения, отказы, нарушения не свидетельствуют сами по себе о необходимости обязательного дополнительного совершенствования системы защиты.
Устранение отклонений, отказов, нарушений безусловно производится в рамках установленного функционирования системы защиты.
Но дополнительно к этому выполняется более тонкая оценка состояния системы, по результатам которой делается вывод о необходимости или отсутствии необходимости дополнительного совершенствования системы защиты.
Эта оценка проводится по двум направлениям, а вывод о состоянии системы защиты делается исходя из сочетания двух проведённых оценок
Методика оценки проста -
1. Оценка (не)способности элементов системы защиты предотвращать отказы, отклонения в работе элементов системы защиты
2. Оценка (не)способности элементов системы защиты обеспечивать работоспособность системы защиты при отказах, отклонениях в работе элементов системы защиты
3. Оценка состояния системы защиты по сочетанию (не)работоспособности элементов системы защиты по пунктам 1 и 2.
Впервые в истории развития авиации данная методика оценки состояния авиационной транспортной системы даёт возможность не тратить ограниченные ресурсы поставщика услуг на бесконечное совершенствование системы защиты, и без того функционирующей на приемлемом уровне, обеспечивающей своим функционированием в условиях внешних воздействий и постоянных и неизбежных внутренних отклонений своё собственное приемлемое состояние и, соответственно, приемлемый уровень риска.
Возможно, что со временем будет разработана и освоена ещё более прогрессивная и эффективная система оценки состояния функционирующей авиационной транспортной системы.
Но на настоящее время методика оценки состояния и эффективного совершенствования, называемая СУБП, является наиболее эффективной и экономичной.
Конечно, при использовании этой методики с пониманием на всех уровнях деятельности и руководства авиационной транспортной системы.
Иначе всё скатывается на уровень проявилось/выявил — устранил, жду следующего отклонения или сочетания отклонений в цепочку, приводящую к полному отказу системы защиты. Неожиданному, как всегда.
То есть в прошлый век.