Найти тему
Словесный бардачок

Анатолий Фоминцев «Мастерская судеб». Отвечаем ли мы за свою судьбу?

Как не перепутать дар божий с яичницей? Автор «Мастерской судеб» размышляет о природе таланта и творческой энергии и дает весьма необычное объяснение зигзагам наших жизненных путей. Анатолию Фоминцеву есть что сказать этому миру, его книга — прекрасный дебют, который я бы определила как фантастический реализм или философское фэнтези.

«Всякий не утративший надежды и достоинства человек стремится хоть в чём-то сделать этот мир лучше, хоть малейший его клочок привести от хаоса к порядку. Далеко не всем, конечно, выпадет шанс по-настоящему что-то изменить в этом мире, и одни из тех немногих, кто имеет такую возможность, — это работники Мастерской судеб. В их рядах нет магов и чародеев, алчущих тайного знания, нет там и супергероев, сражающихся со вселенским злом. В стенах Мастерской ведётся куда более тонкая и интересная работа — там пишутся наши с вами судьбы, там происходит калибровка и обслуживание того совершенного исполинского механизма, частью которого является каждый из нас.
Главный герой этой истории трудится в Мастерской судеб на должности мастера по работе с творцами. Каждый день он погружается в жизни разных творчески одарённых людей — музыкантов, поэтов, художников, актёров. Вместе с ними он проживает их сложные, эмоциональные, захватывающие жизненные истории, а порой сам переписывает их на свой лад». (Аннотация)

Не буду знакомить вас с содержанием романа и сравнивать текст с книгами других авторов, потому что текст не выглядит вторичным. Хотя сам автор то и дело отсылает читателя к своим любимым книгам. Отмечу, что я не разделяю литературных пристрастий автора, это единственное, в чем мои вкусы расходятся с его выбором. В целом же отдаю должное «Мастерской судеб» за идею и подачу. Работала с текстом Анатолия Фоминцева с удовольствием, получая эстетическое удовольствие.

-2

Автор рассказывает нам о герое, который живет в нашем времени и открывает в себе особый талант — видеть дальнейшую судьбу человека. В то же время в снах и интермедиях нас погружают в античную эпоху, где мы видим убедительные примеры манипуляции общественным сознанием. Читателю предстоит поломать голову, как это параллельное повествование связано с идеей мастерской судеб.

Еще один внесюжетный элемент композиции — стихи главного героя Ивана, хорошие стихи. Это еще одна сильная сторона Анатолия Фоминцева!

С учетом всего вышесказанного мы понимаем, насколько автор многогранен. Он может говорить с читателем и языком поэзии, и короткими разговорными фразами в диалогах, и весьма длинными, сложно сочиненными предложениями в авторском повествовании. И если, встречая подобные сложно выстроенные словесные конструкции в текстах, я обычно советую авторам говорить проще, то в данном случае все эти длинные предложения являются естественной составляющей авторского стиля. При чтении длинных предложений понимаешь, что автор прекрасно владеет речью и по-другому он просто не сможет выразить свои неплоские, многогранные мысли. А сами эти мысли неизменно заставляют читателя задуматься.

«Ежедневно сражаясь с фантомом ответственности, мы добровольно лишаем себя возможности сотворить что-то принципиально новое, ведь подлинный акт творения возможен лишь для того, кто рискнул довериться этому миру, позволив тому самому́ решать, какой стороной обернуться к нам сегодня. Мир привечает созерцателей и глумится над достигателями. Чем сильней ты давишь на реальность, тем сильней она тебе отвечает, ведь каждому действию в этом мире обязательно противопоставлено равное по силе противодействие. Стремление всё контролировать в итоге приводит нас к ощущению беспомощности, ведь окружающий мир и мы сами — величины абсолютно несопоставимые…»

Насколько я поняла, автор — очень требовательный к себе человек. Поэтому работа над книгой заняла долгих 15 лет. Теперь, когда книга уже выложена на ресурсе Литрес, автор может заняться рефлексией.

«Скажу вам, что это чертовски странное ощущение — отпустить на волю и выложить на всеобщее обозрение столь важную и значимую часть себя, часть, в которую вложены целые пласты переработанного, просеянного сквозь мелкое сито, сложного и интересного опыта, целые тонны очень разных эмоций и ощущений. Когда пробегаю этот текст глазами сейчас, то есть примерно спустя полтора года после того, как я закончил работу над ним, у меня создаётся ощущение, что автор этой книги намного умнее и талантливее меня, каким я себя ощущаю в данный момент. Возможно, потому, что сейчас я спокоен и расслаблен, а в период работы над книгой мне приходилось постоянно мобилизовывать свои ментальные и психические ресурсы, чтобы раз за разом пробивать барьеры, лежащие на моём пути к результату. Так что в каком-то смысле я воспринимаю эту книгу как длинную серию маленьких прыжков чуть выше головы. Подобная работа очень меняет человека и ценна сама по себе, именно своим терапевтическим воздействием на психику автора, так что вне зависимости от того, ждёт ли эту книгу успех или нет, я очень доволен, что однажды вписался в это дело и смог реализовать эту идею».

На мой взгляд, Анатолию удалось не просто рассказать историю, а наполнить текст своими мыслями, а это получается далеко не у каждого пишущего, но именно такие книги становятся близкими читателю, у которого тоже имеется немало вопросов к этой жизни. Лично я много раз встретила в книге места, которые вызывали у меня ценную читательскую реакцию: «Точно! Я тоже это замечала, но не могла сформулировать!» Автор «Мастерской судеб» приглашает читателя подумать о жизни и судьбе вместе с ним.

Читайте и обрящете!

Похожие публикации вы найдете в подборке «Литобзоры».

Подписывайтесь на «Словесный бардачок», если хотите больше знать о книжных новинках и культуре речи.