Найти тему
Книжная Юла

Тайное становится явным: "Композиторы ароматов" Елены Селестин

Люблю приятные и интересные ароматы! Поэтому когда я случайным образом наткнулась на книгу Елены Селестин под названием "Композиторы ароматов", то поняла, что буду ее читать. Про неё сегодня и расскажу.

Елена Селестин "Композиторы ароматов". Фото автора
Елена Селестин "Композиторы ароматов". Фото автора

А вы никогда не задумывались о том, что духи прославляют торговую марку, под которой они вышли, но сам создатель зачастую остается в тени этого успеха? Те же "Шанель №5" создала не Коко Шанель, а Эрнест Бо. Есть в этом какая-то несправедливость. И для тех, кто хотел бы проникнуть в историю парфюма, книга Елены Селестин будет приятным подарком.

В содержании книги можно увидеть имена тех парфюмеров, о которых пойдет речь:

Содержание книги. В книге присутствую как парфюмеры прошлого, так и настоящего времени. Фото автора
Содержание книги. В книге присутствую как парфюмеры прошлого, так и настоящего времени. Фото автора

Продолжение:

Содержание. Фото автора
Содержание. Фото автора

Мне было интересно прочитать про Эрнеста Бо, который и является автором знаменитых "Шанель №5":

Глава про Эрнеста Бо. Фото автора
Глава про Эрнеста Бо. Фото автора

Сама история жизни Эрнеста Бо достойна отдельной книги. Родился в 1881 году в Москве, учился на парфюмера, в годы Первой мировой и Гражданской войны (1914–1919) прошел военную службу, в конце 1919 года эмигрировал во Францию. В 1920 году познакомился с Коко Шанель, в результате этого и появились легендарные "Шанель №5":

...Масштабное производство Шанель №5 началось в 1924 году на фабрике Буржуа, принадлежавшей Полю и Пьеру Вертхаймерам. Шанель подписала с братьями контракт, где ей полагалось 10% прибыли от продажи духов ее имени. Братьям принадлежало 70% процентов, еще 20% полагалось владельцу магазина Теофилю Бадеру, который обязался заниматься рекламой и продажами. Ради этого проекта была основана фирма Парфюм Шанель.

Сама Коко Шанель потом судилась с братьями Вертхаймерами, считаю свою прибыль ничтожно малой. Но об этом подробнее будет рассказано в другой книге, о которой я тоже скоро напишу.

Еще один интересный момент, который привлек мое внимание. В интервью французскому журналу "Парфюмерная промышленность" в 1946 году Эрнест Бо рассказал об источниках вдохновения:

"...Для меня это были, наряду с французскими писателями и поэтами, — поэзия Пушкина, произведения Тургенева, Достоевского, музыка Бетховена, Дебюсси, Бородина, Мусоргского. Императорский балет. Французская школа живописи и великие русские живописцы — Серов, Левитан, Репин, многие другие..."

Любовь к хорошим книгам дает свои плоды!

Отмечу еще одну главу про Августа Мишеля, создателя духов "Красная Москва" и "Манон".

Глава про Августа Мишеля оказалась для меня одной из самых интересных. Фото автора
Глава про Августа Мишеля оказалась для меня одной из самых интересных. Фото автора

Окунемся немного в прошлый век:

Двадцатые годы прошлого века — особый период в нашей истории, в это время вера в построение справедливого общества была искренней, энтузиазм большинства людей неподдельным. Вдохновленная вера в светлое будущее, новая мощная энергия воплотилась в произведениях искусства: в театре Всеволода Мейерхольда, поэзии Владимира Маяковского и Осипа Мандельштама, Леонида Пастернака, в прозе Юрия Олеши и Михаила Зощенко, в живописи Александра Дейнеки, Павла Филонова и Юрия Пименова, в музыке молодых композиторов Леонида Половинкина и Сергея Прокофьева, в кино, фотографии, архитектуре конструктивизма все дышало радостной силой предчувствия будущего!

И именно в это время произошел расцвет парфюмерии в нашей стране, которая случилась благодаря... французу:

Можно говорить и о расцвете другой отрасли культуры, парфюмерии, в середине 20-х годов. На единственной крупной парфюмерной фабрике страны, "Новая Заря", были созданы композиции "Манон", "Красная Москва", "Красный мак", "Кремль", "Кармен". Эти духи потом в СССР выпускались десятилетиями и были любимы. Слава "Красной Москвы" дожила до наших дней, и это лучшая память, награда для парфюмера, ее создавшего. Его звали Огюст Мишель (в России называли Август Ипполитович Мишель), он был главным парфюмером "Новой Зари" в то время.
Красивое оформление. Фото автора
Красивое оформление. Фото автора

Данных об этом парфюмере сохранилось очень мало, но это не помешало осознать тот огромный вклад, который сделал этот человек для мира парфюма и нашей страны в частности.

Также интересной была глава про ароматы нашего времени, ведь духи — это не просто аромат, это отражение эпохи.

А закончить свою статью я хочу словами Константина Веригина:

"Правда всегда прекрасна, тиха, гармонична и благоуханна. Ложь, эгоизм, скупость, жестокость и разврат несут в себе запахи разложения. Никакие ароматы, никакие духи не могут скрыть их и уничтожить, и не в дуновении ли тихого ветра открылся Бог Моисею!"
Люблю красивые закладки, они умеют создать нужную атмосферу для чтения. Фото автора
Люблю красивые закладки, они умеют создать нужную атмосферу для чтения. Фото автора

Рекомендую к прочтению эту книгу не только тем, кому интересна история парфюма, но также и тем, кто любит читать о необычных судьбах. Мне книга пришлась по душе. И с ней у меня связана еще одна история, о которой я расскажу немного позже.

Заинтересовала книга?