Я тут проанализировал и решил как должна выглядеть система общественного транспорта города с населением 1-2 млн. чел. и площадью 300-700 кв.км. То есть всех городов-миллионников России (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) и Минску тоже подойдёт. Кстати в Минске одна из лучших систем общественного транспорта. В Екатеринбурге метро короткое, в Новосибирске трамвайная сеть разрозненная и слабая. Пермь, Ростов-на-Дону, Омск, Челябинск без метро. Красноярск без метро ещё и электротранспорт по берегам Енисея поделён.
1. Виды транспорта
Я считаю, что в таких городах должно быть только 6 видов общественного транспорта:
1. Метро в количестве 20-25 станций с пересадкой между линиями по основным районам и путям пассажиропотока, не нужно строит метро в отдалённые микрорайоны численностью до 30 тыс. чел. Пассажиропоток станций должен быть от 20 тысяч человек за рабочий день в противном случае станция и линия туда не нужна.
2. Городская электричка от РЖД.
3. Трамвайная система должна охватывать не менее 60% площади города и быть единой без автономных веток и участков. Один трамвай должен быть не менее чем на 5000 жителей; то есть в таких городах ежедневно должны работать на улицах от 300 до 500 трамваев.
4. Троллейбусно-электробусная система должна охватывать не менее 80% площади города и быть единой без автономных веток и участков. Один троллейбус должен быть не менее чем на 4000 жителей; то есть в таких городах ежедневно должны работать на улицах от 300 до 500 троллейбусов (троллейбусов с автономным ходом от зарядки в пути, электробусов с зарядками на станциях).
5. Автобусы только большой и особо большой вместимости в количестве тысячи штук. Автобусы средней вместимости разрешены только на окраиных районных маршрутах, дачных и пригородных.
6. Теплоходы, речные трамвайчики при наличии соответствующих водоёмов и сезона навигации.
АВТОБУСЫ МАЛОЙ ВМЕСТИМОСТИ, МИКРОАВТОБУСЫ, МАРШРУТНЫЕ ТАКСИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СТРОГО ЗАПРЕЩЕНЫ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ, ЕСЛИ МАРШРУТ ПОЛНОСТЬЮ ПРОХОДИТ ПО ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА.
2. Принципы формирования маршрутной сети
- Каркас транспортной сети города должны составлять метро и электричка. Электричка использовать пути РЖД, метро по центру города и в крупные промзоны или спальные районы не в центре города.
- Объекты транспортной междугородней инфраструктуры: автовокзалы, железнодорожные вокзалы. порты должны обязательно обслуживаться метрополитеном, электротранспортом м автобусным транспортом. Остановки этих видов и входы на станцию метро должны быть на расстоянии до 300-х метров от входа в здании вокзала или порта.
- Аэропорты как правило находятся вдали от основной застройки города, или даже в соседнем населенным пункте для их обслуживания должно быть организовано автобусное и троллейбусное, или электробусное сообщение с городом.
- Маршруты соединяющие аэропорты, вокзалы, автовокзалы должны работать либо круглосуточно, либо иметь ночные вариации маршрутов. Для того, чтобы круглосуточно можно было добраться с/на междугороднего рейса хотя бы вдоль всех крупных улиц и жилых микрорайонов города.
- Все крупные торговые центры, театры, парки, стадионы (спорткомплексы), концертные залы, ВУЗы, региональные и федеральные медицинские учреждения, правительственные здания должны быть соединены уличным или внеуличным электротранспортом с вокзалом и аэропортом.
- Дублирование маршрутов наземного транспорта допускается лишь в том, случае если это отдалённый микрорайон и его соединяет с ближайшей станцией метро, промзоной или вокзалом только одна дорога, и то после достижения этой точки маршруты как-то должны расходится. Полное дублирование веток метро одним каким-либо маршрутом наземного транспорта не допускается.
- Для автобусных маршрутов блочная нумерация в зависимости от важности и районам прохождения трасс, для электротранспорта (здесь как правило вид ограничивается 15-30 маршрутами) нумерация тоже без "больших дыр".
Основываясь на этих принципах я составил идеальную подходящую систему транспорта для Новосибирска осталось её только реализовать на улицах города.
6 видов транспорта для Новосибирска
1. Метро. Достаточно как существующей системе построить оборотный тупик за станцией "Золотая Нива". А также продлить Ленинскую Линию на одну станцию на запад. Построить станцию "Титова" с выходами на перекрёстках улиц Титова-Троллейная и Титова-Петропавловская. Далее от станции "Титова" и "Золотая Нива" можно вполне успешно развозить пассажиров трамваями в отдалённые спальные районы. Строить метро далее нерентабельно трамваев достаточно будет.
2. Городская электричка. Можно назвать "Новосибирские диаметры".
2 маршрута: Новосибирск-Восточный - Пригородный простор и Новосибирск-Восточный - Сокур (через Инскую). По будням с 6 до 10 и с 15 до 20 часов через каждые полчаса. С 10 до 15 часов по будням и с 07 до 19 часов в выходные 1 раз в полтора часа.
3. Теплоходы по Оби в сезон навигации через имеющиеся пристани от лотины ГЭС до посёлка Мочище.
4. Трамваи. Более подробно описано здесь. В этой статье только таблица с маршрутами.
5. Троллейбусы Более подробно описано здесь. В этой статье только таблица с маршрутами.
Обозначения в таблицах
Сокращения: М1 - маршрут магистральный первой степени важности;
М2 - маршрут магистральный второй степени важности;
Р - маршрут районного значения;
Н - ночной маршрут;
24 - круглосуточный маршрут;
ММ - межмуниципальный маршрут
6. Автобусы Более подробно описано здесь. В этой статье только таблица с маршрутами.
Магистральные автобусные маршруты первой категории
Магистральные автобусные маршруты второй категории
Районные автобусные маршруты Советского и Первомайского районов
Районные автобусные маршруты Левобережья
Районные автобусные маршруты Правобережья
Пригородные автобусные маршруты на запад и юго-запад от города
Пригородные автобусные маршруты на юг и юго-восток от города
Пригородные автобусные маршруты на север, северо-восток и восток от города