Кроме того, что есть внешние источники энергии, важно отметить, как сэкономить и более эффективно использовать внутренние резервы, чтобы не довести себя до выгорания раньше времени.
🔘Запускайте продукт как можно раньше. Прямо сейчас. Запустить посредственный продукт как можно скорее, а затем поговорить с клиентами и улучшить его — это более разумный расход ресурсов, чем доведение продукта до несуществующего идеала.
🔘Не стремитесь сразу к масштабируемости. Многие консультанты убеждают стартапы масштабироваться слишком рано, когда ещё нет достаточных ресурсов ни на создание нужных технологий и процессов для поддержки масштабирования, ни для обработки всех тех динамик, которые поднимутся. Метафорически это похоже на то, когда ребенку приходится рано взрослеть: он, конечно, может показать быстрые результаты, но хватит их ненадолго. В перспективе такая стратегия часто приводит к провалу и даже гибели стартапа. Лучше сосредоточиться на привлечении клиентов и обратной связи от них.
🔘 Ищите решения 80/20. Это способ, с помощью которого вы можете выполнить 80% того, что захотите, затратив на это всего лишь 20% усилий/времени. Парето-эффективность проверена годами. И не сокрушайтесь, что 20% усилий будут потрачены вообще впустую. Это нормальное распределение эффективности.
🔘 Найдите 10-100 клиентов, которым нравится ваш продукт. Небольшая группа клиентов, которые любят вас, лучше, чем большая группа, которой вы вроде как нравитесь. Другими словами, набрать 10 клиентов, у которых есть насущная проблема, намного лучше, чем 1000 клиентов, которые испытывают мимолетное влечение.
🔘 Помните, что рост — это не всегда хорошо. Идеи о том, что когда будет масштаб, тогда точно начнется прибыль, иллюзорны. Выберите свой рост. Вы хотите роста прибыли или количества продаж? Запуски, увеличивающие оборот и съедающие прибыль, работают на амбиции и эго, но не на прибыль и удовольствие.
Автор: Татьяна Иванова, психолог
Больше интересного от автора по этой теме: