Всем аннён. Вот я наконец-то и добралась до чеболей. Статей будет несколько, так как в одну было просто все не уместить. Сегодня начнем с общего понимания роли чеболей в экономике Южной Кореи, их влияния на политику и общество. А далее будут статьи про жизнь самых крупных чеболей. Про семью Ку, владеющей корпорацией LG, читайте здесь.
На протяжении десятилетий в экономике Южной Кореи доминирует горстка семейных конгломератов, которые обладают огромным богатством и влиянием практически на все аспекты жизни в стране.
Из-за своего политического влияния чеболи, как называют эти семьи, давно стали предметом огромного общественного интереса. Браки, смерти, размолвки и юридические неурядицы этих семейств - вот хроника южнокорейской прессы. Вымышленные семьи чеболей изображались в корейских драмах. Семья Ли из Samsung, Ко из LG, Че из SK, Шин из Lotte и Чунг из Hyundai - это известные имена, которые крепко держат бразды правления компаниями, являющимися одними из крупнейших работодателей в частном секторе страны.
Их власть все чаще рассматривается - как внутри, так и за пределами Южной Кореи - как экономическая уязвимость, углубляющая неравенство и способствующая коррупции. Семьи чеболь на протяжении многих поколений контролировали крупнейшие компании Южной Кореи.
Система чеболей - это наследие истории Южной Кореи. После того как в 1953 году перемирие положило конец Корейской войне, военные диктаторы страны помазали горстку семей на получение специальных кредитов и финансовой поддержки для восстановления экономики. Компании быстро расширялись и переходили из отрасли в отрасль, пока не превратились в разросшиеся конгломераты.
Даже когда компании росли в размерах, богатстве и влиянии и продавали акции на фондовых биржах, они оставались под семейным контролем - обычно ими управлял председатель совета директоров, который также являлся главой семьи. Смена поколений руководителей иногда не давала покоя семьям чеболей, заставляя компании разделяться или объединяться в более мелкие группы.
Более двух десятилетий назад во время семейной борьбы компания Hyundai была разделена между шестью сыновьями основателя. Старший сын получил контроль над Hyundai Motor, которая сейчас является одной из крупнейших компаний Южной Кореи. При Чанг Юи-Суне, внуке основателя, семья по-прежнему руководит глобальным автопроизводителем.
Стремительный взлет Южной Кореи из послевоенной нищеты в крупную развитую экономику за пару десятилетий был тесно связан с подъемом компаний-чеболей. Их первые успехи способствовали росту зарплат и уровня жизни, а также стимулировали экспорт страны.
За последние 15 лет совокупные продажи пяти крупнейших конгломератов неизменно составляли более половины валового внутреннего продукта Южной Кореи, а в 2012 году достигли 70 процентов, говорится в книге экономиста Пак Сан Ина «Республика Чеболь». Их бизнес также пронизывает жизнь южнокорейцев - от больниц до страхования жизни (например, моя страховка оформлена в Samsung), от жилых комплексов (ЖК, построенный SK Group имеет самый большой и красивый двор в нашем районе) до кредитных карт и розничной торговли, от еды до развлечений и СМИ, не говоря уже об электронике.
Покровительство политических лидеров сыграло решающую роль в превращении компаний-чеболей в промышленные конгломераты, особенно при режиме Пак Чун Хи, который пришел к власти в результате переворота и управлял страной в течение двух десятилетий до своего убийства в 1979 году. Для Пака чеболи были важной частью его амбиций по обогащению и индустриализации Южной Кореи. Для этого его правительство направляло средства в компании, которые сотрудничали с его программой, защищало их от конкуренции и избавляло от публичной ответственности.
Хотя в последние десятилетия тесные связи между правительством и компаниями ослабли, политические лидеры по-прежнему часто обращаются к ним за поддержкой или советом. В свою очередь, компании порой прикрываются тем, что они слишком важны для экономики, чтобы их можно было развалить или подвергнуть тщательному контролю. Критики называют это проблемой «слишком большой, чтобы попасть в тюрьму».
Летом 2023 главы чеболей отправились вместе с президентом Южной Кореи Юн Сук Ёлем в поездку по Европе в рамках заявки Южной Кореи на проведение Всемирной выставки Expo. Они также сопровождали его во время визита в США для встречи с президентом Байденом и были в числе гостей на государственном ужине в Белом доме.
Но не все так гладко в королевсте чеболей. Они неоднократно оказывались замешанными в делах о политической коррупции. Один из крупнейших политических скандалов Южной Кореи последних лет продемонстрировал тесные связи между политическими лидерами и семейными конгломератами.
Пак Кын Хе, бывший президент страны, была отстранена от власти в 2017 году и позже приговорена к тюремному заключению после того, как ее признали виновной во взяточничестве, злоупотреблении властью и других уголовных обвинениях. Пак и ее давнее доверенное лицо были уличены в том, что собирали или требовали взятки от трех конгломератов: Samsung, SK и Lotte. Пак была помилована в 2021 году, отбыв почти пять лет из 20-летнего тюремного срока.
Ли Чжэ Ён, председатель совета директоров Samsung Electronics, крупнейшего чеболя страны, также был приговорен к двум с половиной годам тюрьмы. Он был досрочно освобожден, а затем помилован президентом Юном в 2022 году, что позволило ему вернуться к управлению компанией.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы быть в курсе интересных событий из жизни в Южной Корее. О событиях, которые произошли на прошлой неделе, можно прочитать здесь.