«Воскресшая Мэри на Арчер-авеню» – самая известная легенда о привидениях в Чикаго. Грустная история о девушке, которая была сбита машиной по дороге домой из клуба «О’Генри Болрум». Вскоре после её смерти местные жители, а также проезжающие мимо водители, начали замечать странное явление вдоль Арчер-авеню – призрак белокурой девушки в белом платье, пытающийся поймать попутку.
Большинство источников рассказывают распространённую версию этой легенды:
«Одним из зимних вечеров 1927 года в клубе «О’Генри Болрум» отдыхала молодая пара, которая вскоре после своего прихода начала ссориться. Девушка по имени Мэри разозлилась на своего парня и выскочила на улицу без верхней одежды. В расстроенныхчувствах она побежала в сторону дома, не обращая внимания на мороз. Мэри двигалась поАрчер-авеню, когда её внезапно сбил водитель автомобиля и продолжил свой ход, оставив девушку умирать на обочине. Убитые горем родители похоронили её в белом платье и танцевальных туфлях на Воскресенском кладбище, так и не найдя убийцу своей дочери».
Однако существует подробный рассказ очевидца явления призрака Мэри, который проливает больше света на эту историю…
Мэри всегда рады у Чета
К юго-западу от Чикаго наАрчер-авеню в Джастисе (штат Иллинойс), через дорогу от Воскресенского кладбища, находится бар под названием «ЧетсМелодиЛандж». «Четс» - это классическая придорожная таверна с бильярдным столом, музыкальным автоматом, машиной для поп-корна и большой клиентурой байкеров.
Но у «Четс» есть необычная традиция: каждое воскресенье персонал оставляет для призрака «Кровавую Мэри» в конце барной стойки. Призрак девушки по имени Мэри часто посещает этот участок Арчера с 1930-х гг. – с тех пор, как повстречала на своём пути молодых людей, любивших танцевать под музыку биг-бэндов в клубе «О’Генри Болрум».
Винс
Старый южанин Винс всё ещё помнил свою встречу с призраком Мэри, хоть и прошло с тех пор почти полвека. Он охотно рассказывал эту историю исследователям паранормальных явлений, и когда Винс делал это, то голос его звучал призрачно и глухо, а в глазах можно было заметить тень глубокой тоски от переживаний тех невероятных событий…
1939 год. Прежде, чем отправиться на танцы в тот вечер, он надел свой любимый костюм и самый яркий галстук с изображением гавайских девушек в травяных юбках. Потом он запрыгнул в свой «Шевроле» и, опустив верх, поехал поАрчер-авеню. Ночь была тёплой, и он пригладил свои волосы достаточным количеством бриолина, чтобы ветер не взъерошил их. «О’Генри Болрум» должен был оживиться сегодня танцами, как всегда по субботам. Винс танцевал там под самые звёздные биг-бэнды: Гарри Джеймс, Арти Шоу, Томми Дорси. Однако в этот вечер должен был быть только Чет Барсуитис и его «Весёлые ребята» из юго-западной части Чикаго.
Прошло уже больше получаса, как Винс прибыл на место. За это время он выпил достаточно «Куба Либре» и выкурил ни одну сигарету «Лаки Страйк», чтобы набраться храбрости и пригласить девушку на танец. К тому времени, когда группа приступила к исполнению песни «Прыгая по лесной обочине», он был уже в дерзком настроении.
Заметив хорошенькую белокурую девушку в белом платье, он произнёс как можно небрежнее: «Эй, красавица, нехорошо просто так стоять на месте. Почему бы нам не взорвать танцпол?».
Девушка улыбнулась, и они присоединились к разгорячённой толпе на паркетном полу. Оркестр сыграл ещё несколько зажигательных номеров – таких, как «Буги-Вуги» и «ДжиперсКриперс», поэтому у Винса не было возможности поговорить со своей партнёршей. Но когда репертуар сменился с быстрого темпа на медленный, он наконец-то смог приблизиться к девушке и немного пообщаться.
Её звали Мэри, она жила на Деймен-авеню в районе Брайтон-парка, совсем недалеко от того места, где жил Винс, в доме, который он делил с родителями (то, о чём он не любил рассказывать девушкам). Также он ощутил во время танца, что руки Мэри холодны как лёд, а кожа очень хрупкая. Казалось, девушка поняла, что он заметил это, и напряглась, но Винс быстро исправил неловкую ситуацию беззаботным замечанием: «Холодные руки означают, что у тебя тёплое сердце».
Мэри улыбнулась, и они протанцевали вместе до конца вечера.
Потом Винс предложил девушке подвезти её до дома, на что она согласилась. Однако проехав несколько миль на север, Мэри настояла, чтобы он остановил машину у запертых ворот Воскресенского кладбища – кладбища польской общины Чикаго. Винс был озадачен, но подчинился. Девушка открыла дверь и вышла на обочину.
- Я должна идти, а ты не можешь последовать за мной, - сказала она.
Затем она подошла к воротам, положила руку на железную цепь, скреплявшую их, и… исчезла.
Остаток ночи Винс провёл в поисках блондинки в белом платье, разъезжая на своём «Шевроле» по Арчер-авеню. А когда рассвело, и ворота кладбища открылись, он проехал между рядами надгробий, на которых были выгравированы кресты, ангелы и такие имена, как Бутковский, Гвязда и Петржик.Его вдохновляла не только тайна встречи с призраком, но и надежда на то, что девушка, с которой он танцевал, была живой и что он сможет танцевать с ней снова в одну из будущих ночей.
Не найдя могилы Мэри, он наконец решил съездить по указанному ею адресу.
Это было кирпичное бунгало, стоявшее на улице почти одинаковых домов, разделенных бетонными мостками шириной в несколько футов. Только украшения на верандах и во дворах хоть как-то отличали жилища.
Винс позвонил в дверь. Его глаза покраснели от бессонницы, подбородок покрывала небольшая суточная щетина, а волосы свободно падали на лоб. Женщина средних лет, открывшая дверь, была явно поражена внешним видом молодого человека. Она выглядела ещё более удивлённой, когда Винс спросил: "Мэри дома?".
- Мэри здесь больше не живёт, - сказала женщина, которая выглядела достаточно взрослой и очень похожей на Мэри, чтобы быть её матерью. - Она погибла в автомобильной катастрофе четыре года назад. А ты кто такой?
- Я знал Мэри в старших классах, - солгал Винс.
- И вы ничего не знали о трагедии? – снова удивилась женщина.
-Я учился в колледже на севере штата, - сказал он (это было правдой, он действительно учился в Университете штата Иллинойс). -Я только что вернулся в Чикаго.
Глядя мимо женщины, которая всё ещё загораживала дверной проём, Винс заметил фотографию в рамке, стоящую на пианино в передней комнате. Это была та самая девушка, с которой он танцевал накануне вечером. Её вечно молодое лицо, никогда не старящееся. Лицо призрака.
-Мне очень жаль, что я должна вам это сказать, - сдавленно произнесла женщина. - Мэри поехала танцевать с какими-то парнями, с которыми работала у Брейча, но они так и не попали в клуб. Врезались в столб на углу Уэкер и Лейк. Мэри выбросило через лобовое стекло, и она умерла по дороге в больницу.
-Мне очень жаль это слышать, - сказал Винс, отступая вниз по ступенькам. -Я сожалею о вашей потере.
-Если вы хотите посетить могилу Мэри, - добавила женщина, - она похоронена на Воскресенском кладбище.
Винс так и не вернулся в клуб, а также на Воскресенское кладбище. Он никогда не знал фамилии Мэри, поэтому не мог найти её надгробие. На самом деле, он был так потрясен тем, что танцевал с призраком, что больше никогда не ступал в «О’Генри Болрум». Но Воскресшая Мэри, как стали позженазывать призрак девушки, продолжала преследовать Арчер-авеню.
Только после войны, когда эра биг-бэндов закончилась, Мэри спокойно почила в своей могиле, потому что музыка, под которую она надеялась танцевать в свой последний вечер среди живых, больше не звучала в «О’Генри Болрум».
После 70-х годов
Однако пришли 1970-е годы и призрак Мэри снова начал посещать Арчер-авеню…
Семья девушки, будучи небогатой, похоронила её в «срочной могиле» - участке с определённым сроком аренды. И к тому времени, когда срок начал подходить к концу, никого уже из близких Мэри не осталось в живых, чтобы продлить его. Поэтому во время реконструкции Воскресенского кладбища гроб с останками Мэри был перезахоронен в безымянной могиле в его дальнем углу.
Прошло немного времени, как однажды ночью в полицию пригорода поступило сообщение о том, что женщина в белом платье прогуливается по территории Воскресенского кладбища. Когда он подошёл к воротам, то увидел два отодвинутых прута с выжженными отметинами там, где их могла бы схватить пара рук (позже решётки были заменены, чтобы не пугать посетителей кладбища).
Через год после этого случая супружеская пара, проезжая поАрчер-авеню, увидела девушку, одетую в то же самое белое платье, лежащую на дороге. Мужчина за рулём резко свернул, чтобы объехать её, но она исчезла прежде, чем его шины успели прикоснуться к ней.
В 1990-х годах владелец «ЧетсМелодиЛандж», отъезжая от таверны, увидел человека, бегущего вверх по дороге и отчаянно машущего рукой.
-Мне нужно воспользоваться вашим телефоном, - сказал мужчина сдавленным голосом. -Я сбил на дороге женщину… но, чёрт возьми, нигде не могу найти её тело!
-Это была блондинка в белом платье?- спросил Чет.
-Откуда вы знаете? – удивился мужчина.
- Это была Мэри. Не волнуйтесь, вы никого не сбили, вы видели привидение…
Послесловие
Почему Мэри решила вернуться наАрчер-авеню? Что до сих пор держит её среди живых? На эти вопросы вряд ли кто-нибудь сможет ответить. Но, несмотря на новые явления призрака девушки, она так и не выпила свою «Кровавую Мэри» у Чета, продолжая одиноко блуждать вдоль пустынной дороги в ожидании, возможно, тех попутчиков, которые смогут однажды помочь ей обрести покой.
Источники:
БеланджерДжефф «Путеводитель по миру призраков», 2005
Эдвард Макклелланд «Народные сказки и легенды Среднего Запада», 2018 г.