Найти в Дзене

Квартирный вопрос

…испортил многих людей, если вспомнить цитату из книги «Мастер и Маргарита», но я сегодня не про этическую сторону вопроса, а про законодательную. Последнее время много вопросов от читателей про то, кто и как следит за имуществом людей, живущих в интернатах, и куда это потом девается. Решила написать ликбез)

Итак, живёт себе дедушка А, и в собственности у него квартира. Состарился, жить один уже не может из-за деменции. Родственники (или соцзащита, если таковых нет) оформляют дедушку в интернат. Далее, пока человек дееспособен, к интернату у проверяющих нет никаких вопросов относительно имущества человека, это его дело. Но, как правило, при деменции человек быстро теряет возможность отвечать за свои действия, поэтому в установленном законом порядке признается недееспособным. Дальше несколько вариантов:

А) родственники есть, навещают. Интернат заключает с родственниками договор доверительного управления, смысл которого в том, что опекун (государство) доверяет часть своих обязанностей родным, в данном случае в части присмотра за имуществом. Родные обязуются сохранять квартиру в должном состоянии, оплачивать коммунальные платежи, если живут там. Аренду не платят.

Изображение из открытых источников, носит иллюстративный характер
Изображение из открытых источников, носит иллюстративный характер

Б) родственники есть, наследников много, но навещает кто-то один, а другие не интересуются. Тогда обычно тот, кто навещает, не очень хочет заниматься имуществом, нести ответственность, притом что делить квартиру потом всё равно придется с другими. Тогда этим занимается соцслужба интерната совместно с юридической службой интерната и представителями органов опеки. Комиссионно выезжают с определенной периодичностью в это жилье, осматривают. Содержание жилья оплачивается из денег недееспособного (даже когда никто не живет в квартире, за отопление и часть других услуг надо все равно платить). Мы такое не очень любим, поскольку, с одной стороны, собственник действительно должен платить за содержание жилья. А с другой, получается несправедливо – человеку квартира не нужна, с остатков пенсии он ее оплачивает для будущих наследников, а ему ничего дополнительно купить нельзя, никаких гостинцев или лекарств, например – всё уходит в жильё. Поэтому каждый такой вопрос разбирается индивидуально на комиссии с участием родственников и органов опеки – что делать с данной квартирой в этой конкретной ситуации.

В) никого нет у человека. Тогда тоже по варианту Б, плюс можно сдавать жилье в аренду, деньги будут начисляться на счет недееспособного (аренда всегда официально, по договору через опеку делается). Мы это делаем редко, только если кто-то из близких сам найдет арендатора – у нас нет столько персонала, чтобы на авито или куда-то еще выставлять объявления, искать квартиросъемщиков, оформлять это всё. Просто стоят пустые чаще всего.

Про продажу имущества: опекун имеет право выставлять на продажу имущество, это так. На практике – нафиг нам оно не сдалось, лишняя работа опять же. Продаем, если в квартире есть доля других родственников, и они обращаются с просьбой о продаже квартиры. Деньги за долю проживающего покупатель сам кладет на счет проживающего при этом. Иногда бывает, что родственники выкупают долю проживающего у него. Все эти сделки проходят исключительно с разрешения и под контролем органов опеки и попечительства.

Про наследование. Интернат никогда и ни при каких обстоятельствах не наследует квартиры, машины, деньги и т д.. Кошек вот наследуем))), а имущество – нет. По закону есть наследники, все забирают они. Если никого нет – имущество стоит несколько лет невостребованным, и потом по истечении установленного срока отчуждается в муниципальный бюджет как выморочное. В бюджет государства то есть, подчеркиваю – не в учреждение.

Про «а вот в девяностые» - само собой, я не могу вам поклясться, что никогда в нашей стране не было злоупотреблений, и допускаю, что в 1990-2000е в период анархии всё могло быть – и сговор мошенников с опекой, и незаконные сделки. Тогда подобное во многих вопросах случалось. Но с тех пор эту сферу, к счастью, привели в относительный порядок.

Обращаюсь к отдельным людям среди комментаторов Дзена. Если вы точно знаете, что квартиру вашего близкого забрал себе какой-то ПНИ, не пишите это мне в комментариях, пишите сразу в прокуратуру и следственный комитет, очень вас прошу. Пускай разбираются, они для этого и есть. Если вы краем уха слышали, что «они торгуют квартирами, всё у всех отняли» и «оформишь в интернат, квартиру унаследует ПНИ» - это из разряда «одна бабка сказала», вторая серия которого называется «а на заборе тоже написано».

Берегите себя и свое наследство, перепишите квартиру подопечного на себя до оформления в интернат. И генеральную доверенность в идеале на себя делайте. Нам так сильно проще потом)