Современная Чечня, некогда важный промышленный центр всего Северного Кавказа, сегодня крупным производством, увы, не богата.
Огромное число предприятий разрушено было в две чеченские войны. Многие заводы восстановить уже не удалось - кадры разъехались, инвестиции крайне трудно получить.
Тем более, к примеру, еще в 2000-е годы все мало мальские западные бизнес-вложения в Чечню запретили американцы, насмерть перепуганные возрождением мира в республике, которую Вашингтон мечтал видеть вечной язвой на теле матушки России.
Еще одна проблема - продукция многих советских предприятий, стоявших в Чечне, в новые времена оказалась просто никому не нужна. Такая участь постигла, например, легендарный грозненский "Красный молот", где некогда начинала карьеру обычной сварщицей сама Сажи Умалатова, извечная противница Ельцина с Горбачевым. На месте "Красного молота" ныне стоит "Беркат" - главный рынок чеченской столицы.
Иссякла к 2000-м году и местная чеченская нефть, а значит отпала необходимость в наличии тут большого числа нефтеперерабатывающих заводов.
Потому единственным уцелевшим индустриальным гигантом республики можно назвать знаменитый Чири-Юртский цементный завод (ЧЮЦЗ). Он же просто "Чеченцемент". В недалеком прошлом известный как Чечено-Ингушский цементный завод (ЧИЦЗ), расположенный в том самом селении Чири-Юрт.
Построенный в 1970-е годы то был крупнейший на всем Северном Кавказе цементный завод. Выдававший ежегодно на гора под 1,2 млн цемента марки М500.
В начале 1990-х год успешный завод при режиме Дудаева был доведен фактически до банкротства. И стал мощной укрепленной базой отошедших сюда из самого Чири-Юрта боевиков, их крепостью на пути в жизненно важное Аргунское ущелье.
Штурмом территории ЧИЦЗ в апреле-мае 1995-го руководил тогда еще полковник Владимир Шаманов. Для которого штурм завода стал первой такой реальной боевой операцией в жизни.
Обстреливал находившееся в руках примерно 200 дудаевцев предприятие еще никому неизвестный молодой артиллерист-самоходчик Игорь Иванович Стрелков.
А противостояли ему и его сослуживцам опытные полевые командиры Ваха Айгумов и Иса Мунаев, что проложив воевать против России, позже найден свой конец под Луганском в 2015-м году.
Взятие такого укрепленного завода, практически готовой крепости, представляло из себя архисложнейшую задачу. Его двор надежно прикрывали зеленка, река Аргун, минные поля. А также, изготовленные из местного же цемента и прочих стройматериалов, огневые точки боевиков с крупнокалиберными пулеметами, минометами, ПТУРами. В соседних горах у боевиков имелось готовое в любой момент прийти на выручку подкрепление.
Именно в бою за Чири-юртовский цементный завод совершил 19 мая 1995-го свой бессмертный подвиг артиллерист Валерий Иванов, первый уроженец Мари Эл, ставший героем России. Отважный боец смог отогнать подбитую самоходку с позиции, чтоб она не взорвалась прямо в гуще сослуживцев. Но увы, покинуть горящую боевую машину сам уже не успел...
Полностью Чири-юртовский цементный завод был взят неожиданной рисковой атакой и обходным маневром российскими ВДВ в 7-30 20 мая 1995-го года. Особенно отличились десантники из Новороссийска. Дерзкий штурм прошел без потерь, даже без раненых.
Во многом сыграл роль и тот факт, что многие боевики, не желая ночевать на руинах завода среди брошенных грузовиков, уходили на ночь в соседний Чири-Юрт. И потому утром свои позиции занять просто не успели, оказались перебиты прямо на подходе.
Среди обнаруженного богатейшего вооружения боевиков найден был и вот такой зеленый шлем с характерной нарисованной свастикой.
После успешного освобождения цементного завода прямой путь российской армии на Аргунское ущелье был открыт. А фотографии взятия завода, сделанные военным корреспондентом Алексеем Неменовым, стали образцом работы журналиста с камерой на Москве.
Сам Шаманов через пару месяцев стал уже генералом. Блестящее взятие цементного завода, несомненно, в получении генеральских погон ему крайне помогло.
После первой чеченской войны предприятие не восстанавливалось. А его развалины использовались для единственной отрасли экономики, процветавшей в межвоенной Чечни. Проще говоря, применялись террористами в качестве тренировочной базы.
Во вторую чеченскую цементный завод был взят федералами уже быстро.
Как и другие чеченские заводы, Чири-Юртовский цементный также оказался уничтожен почти до основания. Но в отличие от других предприятий продукция цементного завода в быстро восстанавливавшейся после войны Чечни оказалась востребована на все сто.
Потому ЧЮЦЗ был полностью восстановлен уже к 2007-му году, когда снова произвел аж 700 тысяч тонн цемента. На возрождение перспективного завода ушло около 2 млрд рублей. И не зря!