На острове Пхукет, где с лазурными волнами Андаманского моря играет знойный ветер, а пышная зелень джунглей, таит в себе немало загадок – ежегодно происходит нечто невероятное.
А, именно – событие, которое неведомо большинству туристов, приехавших отдохнуть в гостеприимный Таиланд. Зато оно хорошо знакомо местным жителям и продвинутым путешественникам. Это – Вегетарианский фестиваль Пхукета, или как его называют тайцы — Тхее-са-каан-кин-тее.
Вегетарианский фестиваль на острове Пхукет — это поистине удивительное и уникальное событие, олицетворяющее связь между культурой, традициями и важностью заботы о здоровье и духовном благополучии.
Его проводят в девятый месяц Лунного китайского календаря. Это событие в основном попадает на сентябрь или октябрь.
Китайская община в эти дни – прославляет вегетарианство. Люди считают, если не употреблять мясо и воздерживаться от алкоголя и развратных действий – это поможет иметь крепкое здоровье и душевное равновесие.
На фестивале участники показывают свои «экстремальные» возможности. Они просят Богов помочь им ходить по огню, быть нечувствительным к боли, делать шокирующий пирсинг.
С каждым годом эти практики становятся более смелыми и зрелищными.
Откуда появился фестиваль на Пхукете
Имеются несколько разных легенд происхождения фестиваля. Одной из них я поделюсь с вами.
Эта история произошла со странствующей китайской оперной группой. Артисты столкнулись с эпидемией малярии, по приезду на Пхукет с выступлениями.
Они отправили одного человека из труппы в Китай. Он должен был пригасить – девять Богов-Императоров из Китая. Которые по мнению китайцев могли помочь прекратить эпидемию.
Чтобы побороть болезнь китайцы не употребляли в пищу мяса, не пили алкоголь, не ссорились, не обманывали друг друга, исключили занятия сексом. Они хотели очистить свою душу и тело.
И действительно, эти действия им помогли. Китайцы помогли прекратить эпидемию малярии.
Вегетарианство, как идеал праздника, служит напоминанием о важности заботы о себе и других через здоровое питание и духовную практику. Это событие стало особым моментом для жителей Пхукета и превратилось в ежегодное, замечательное разнообразие культурных выражений и религиозных обрядов.
Начало фестиваля
Фестиваль начинается под знаком священной девятой лунной фазы и продолжается целых девять дней, воплощая в себе принцип «Джэ». Это означает жесткий пост или вегетарианство, а также отречение от жестокости.
На эти дни остров преобразуется. Переходя от своей обычной шумной и кипучей жизни к состоянию строгого внутреннего сосредоточения и очищения.
На рассвете первого дня праздника, когда первые солнечные лучи ласкают крыши храмов, зарождается непередаваемое ощущение таинства. В воздухе витают ароматы тысячи специй и свежих овощей, а улицы наполняются колоннами людей, одетых в белое — символа чистоты и смирения.
Люди идут в храмы, неся с собой ладан и угощения для Богов, в надежде на прощение и благословение.
Церемонии проходят возле 6 китайских храмов на Пхукете. Главный храм — Храм Джуй Туи в Пхукет Тауне. Первое событие называется – «Поднятие фонарного столба».
Оно уведомляет 9 китайских Богов о начале фестиваля. Ставят столб – высотой 10 метров. Люди верят, согласно преданию по нему индуистский Бог Шива спускается с небес. Он это делает для того, чтобы поделится с людьми своей духовной силой.
В дни фестиваля местная китайско-тайская община вместе едой и напитками, приносит в Храм своих Богов, которым они покланяются дома.
Считается, что домашние Боги наполняются духовной энергией, которая присутствует в Храме. Можно не только наблюдать, но и самому зажигать свечи, благовония и размещать их возле различных Богов.
Экстремальные церемонии
К вечеру жители острова и гости собираются на уличные парады, которые озаряются мириадами огоньков, плетущих изящные узоры в воздухе. Наиболее впечатляющим моментом становятся мистические ритуалы самопреодоления и транса.
Их не рекомендуются смотреть слабонервным людям. Участники фестиваля, как будто отрешённые от внешнего мира, проходят через огонь и ходят по горячим углям.
Прокалывают свои тела, особенно щёки разнообразными предметами, в том числе ножами и шампурами. Поднимаются по острой 8-метровой лестнице с острыми лезвиями. Обтирают своё тело полотенцами, смоченными кипящим маслом.
Эти акты саможертвования и аскезы совершаются в знак очищения души и тела, а также как дань Богам, оберегающим Пхукет от злых духов. Считается, что китайские Боги защитят их от вреда. Но всё равно на теле остаются шрамы.
Вегетарианская еда
Но праздник не обходится и без веселья и смеха. Многочисленные ярмарки оживают, где каждый может отведать блюда вегетарианской кухни, превосходящие по разнообразию самые смелые фантазии гурманов.
Многие из этих вегетарианских блюд нелегко отличить от обычных тайских. Продукты из сои и белка заменяют свинину, курицу или рыбу – они по внешнему виду и вкусу не отличаются от мяса.
Домашние пшеничные котлеты, экзотические салаты с тропическими фруктами и многие другие лакомства — становятся открытием новых вкусов и ароматов.
Помимо визуального зрелища этого фестиваля, можно попробовать вегетарианскую пищу, которая продаётся в уличных ларьках и на рынках по всему острову.
Ларьки с вегетарианской едой обозначаются жёлтыми флагами с красными китайскими иероглифами. Также на этих флагов могут быть надписи на тайском языке.
Окончание фестиваля
Завершается Вегетарианский фестиваль не менее великолепно, чем начинается. После всех суровых испытаний и практик, люди собираются вместе для ритуала «Чэой Гео».
На небеса отправляют бумажные фонарики, а в море опускают самодельные лодочки. И те и другие, несут на себе надежды и молитвы. Небо в эти мгновения превращается в океан звёзд, отражающих блаженные улыбки участников праздника.
В течение 9 дней фестиваля нужно соблюдать следующие правила:
- иметь чистое тело;
- пользоваться чистой индивидуальной, кухонной посудой, которой нельзя давать другим людям;
- носить белую одежду;
- не заниматься сексом;
- не есть мяса;
- не употреблять алкоголь.
Так каждый год, Пхукет выражает своё уважение к жизни во всех её проявлениях. Древний фестиваль, напоминает всем о важности гармонии с природой и о необходимости иногда останавливаться, чтобы отдать дань простым истинам мироздания: любви, миролюбию и внутренней чистоте.